Федеральный закон «об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 n 40-фз (последняя редакция)

Содержание

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
    • Статья 3. Основные принципы обязательного страхования
  • Глава 2. Условия и порядок осуществления обязательного страхования
    • Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
    • Статья 5. Правила обязательного страхования
    • Статья 6. Объект обязательного страхования и страховой риск
    • Статья 7. Страховая сумма
    • Статья 8. Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию
    • Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
    • Статья 10. Срок действия договора обязательного страхования
    • Статья 11. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
    • Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции
    • Статья 12. Порядок осуществления страхового возмещения причиненного потерпевшему вреда
    • Статья 12.1. Независимая техническая экспертиза транспортного средства
    • Статья 13. Утратила силу

    • Статья 14. Право регрессного требования страховщика к лицу, причинившему вред
    • Статья 14.1. Прямое возмещение убытков
    • Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования
    • Статья 16. Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
    • Статья 16.1. Особенности рассмотрения споров по договорам обязательного страхования
    • Статья 17. Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования
  • Глава 3. Компенсационные выплаты
    • Статья 18. Право на получение компенсационных выплат
    • Статья 19. Осуществление компенсационных выплат
    • Статья 20. Взыскание сумм компенсационных выплат
  • Глава 4. Страховщики
    • Статья 21. Страховщики
    • Статья 22. Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
    • Статья 23. Утратила силу
  • Глава 5. Профессиональное объединение страховщиков
    • Статья 24. Профессиональное объединение страховщиков
    • Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
    • Статья 26. Правила профессиональной деятельности
    • Статья 26.1. Соглашение о прямом возмещении убытков
    • Статья 27. Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
    • Статья 28. Имущество профессионального объединения страховщиков
    • Статья 29. Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения
  • Глава 6. Заключительные положения
    • Статья 30. Информационное взаимодействие
    • Статья 31. Международные системы страхования
    • Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
    • Статья 33. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 34. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Профессиональное объединение

Это некоммерческая кооперативная организация, которая представляет собой союз всех страховщиков России, созданная на основе обязательного членства для организации их профессиональной предпринимательской деятельности.

Деятельность всех его членов осуществляется на основании устава организации и определена статьей 26 настоящего закона. Уставом может быть предусмотрено коллегиальное управление данным союзом. Управление осуществляется на принципе равенства всех его членов. Этот союз открыт для вступления других членов.

Основные цели деятельности этого союза изложены в статье 25 данного закона:

  1. Представление интересов своих членов перед органами государственной власти.
  2. Взаимодействие его участников между собой и организация членских взносов.
  3. Организация компенсационных выплат в установленных случаях.

Профессиональное объединение имеет право:

  • осуществлять защиту интересов ее членов в суде;
  • создавать и использовать информационные системы;
  • осуществлять возложенные на него функции и требования;
  • коммерческую деятельность, необходимую для осуществления целей ради которых создан этот союз;
  • осуществлять другую деятельность, незапрещенную законом.

Данный союз устанавливает правила, которым обязаны следовать все его участники при осуществлении своей деятельности.

Данным союзом определено соглашение о прямом возмещении между страховщиками виновника и потерпевшего. На основании этого соглашения требование о возмещении вреда может быть компенсировано страховщиком потерпевшего, а после этого он предъявляет данное требование страховщику виновного. Последний компенсирует ему размер этой выплаты.

Союз страховщиков имеет в своих активах имущество, которое формируется за счет:

  • вступительных взносов;
  • членских взносов;
  • добровольных взносов;
  • имущества, переданного учредителями;
  • средства от реализации своих прав требования;
  • платы за проведение аккредитации станций техосмотра транспорта. Когда нужно пройти техосмотр на новую машину читайте тут.

Это имущество может быть использовано строго в целях, которые определены уставом организации. Кроме этого должен быть выделен резервный фонд, который соответствует обеспечению текущих обязательств. На эти резервные средства не может быть обращено взыскание, и они не могут быть использованы на другие цели.

Годовая отчетность о деятельности этого союза подлежит обязательному аудиту. Информация о ней публикуется обязательно в сети Интернет и должна быть доступна любому гражданину.

Типовые условия договора обязательного страхования

Правоотношения по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств (ОСАГО) подлежат оформлению на основе типовых условий договора обязательного страхования, которые должны соответствовать типовым правилам обязательного страхования, издаваемым Правительством РФ. Таким образом, данный договор является публичным, что исключает возможность заключения договоров с преимущественными условиями одних страхователей перед другими.

В гл.1 Закона N 40-ФЗ определено понятие договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: это договор страхования, по которому страховщик обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить потерпевшим причиненный вследствие этого события вред их жизни, здоровью или имуществу (осуществить страховую выплату) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Существенным условием такого договора является указание в нем конкретного транспортного средства. Данное положение Закона соответствует требованиям ст.942 ГК РФ, в которой приведены существенные условия договора страхования.

В Законе определено, что страховая сумма — это сумма, в пределах которой страховщик обязуется при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора) возместить потерпевшим причиненный вред в объеме не более 400 000 руб. Указанная сумма распределяется следующим образом:

  • 240 000 руб. направляется на покрытие вреда, причиненного жизни и здоровью потерпевшего, при этом на одного потерпевшего полагается сумма не более 160 000 руб.;
  • 160 000 руб. — на возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевших, при этом на одно имущество потерпевшего приходится сумма не более 120 000 руб.

Владельцы транспортных средств, застраховавшие свою гражданскую ответственность в соответствии с Федеральным законом, могут дополнительно в добровольной форме осуществлять страхование гражданской ответственности. Данное правило введено на случай недостаточности страховой выплаты по обязательному страхованию для полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших, а также на случай наступления ответственности, не относящейся к страховому риску по обязательному страхованию. Это, например, причинение морального вреда или возникновение обязанности по возмещению упущенной выгоды, к которой можно отнести и утерю товарной стоимости. Вместе с тем в Законе N 40-ФЗ указано, что данный ущерб подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не в рамках специального закона, а в общегражданском порядке.

В ст.10 Закона N 40-ФЗ установлен срок действия договора обязательного страхования в один год. В той же статье предусмотрены два случая, для которых установлены иные сроки действия договора. В первом случае владельцы транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации, заключают договоры обязательного страхования на весь срок временного использования таких транспортных средств, но не менее чем на 15 дней. Во втором случае при приобретении транспортного средства (покупке, наследовании, принятии в дар и т.п.) его владелец вправе заключить договор обязательного страхования на срок следования к месту регистрации транспортного средства. В дальнейшем владелец транспортного средства обязан до его регистрации заключить договор обязательного страхования на один год.

Граждане также вправе заключать договоры обязательного страхования с учетом ограниченного использования принадлежащих им транспортных средств. Под ограниченным использованием транспортных средств понимается сезонное использование транспортного средства, но не менее шести месяцев в календарном году (ст.16 Закона N 40-ФЗ).

Договор обязательного страхования продлевается на следующий год, если страхователь не позднее чем за два месяца до истечения срока действия этого договора не уведомил страховщика об отказе от его продления. Действие продленного договора обязательного страхования не прекращается в случае просрочки уплаты страхователем страховой премии на следующий год не более чем на 30 дней. Причем в случае наступления в этот период страхового случая страховщик не освобождается от обязанности произвести страховую выплату.

Порядок действия при наступлении страхового случая

Ст. 11 ФЗ «Об ОСАГО» регламентирует порядок действий страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая. В случае, если страхователь (либо водитель, управляющий транспортным средством в отсутствии страхователя) является участником ДТП, он обязан сообщить другим участникам указанного происшествия по их требованию сведения о договоре обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность владельцев этого транспортного средства (п. 1 ст. 11 ФЗ «Об ОСАГО»).

О случаях причинения вреда при использовании транспортного средства, которые могут повлечь за собой гражданскую ответственность страхователя, он обязан сообщить страховщику в установленный договором обязательного страхования срок и определенным этим договором способом (абз. 1 п. 2 ст. 11 ФЗ «Об ОСАГО»).

Правилами обязательного страхования установлено, что это уведомление должно быть сделано в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после ДТП любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность водителя, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие (п. 3.8 Правил).

При этом страхователь до удовлетворения требований потерпевших о возмещении причиненного им вреда должен предупредить об этом страховщика и действовать в соответствии с его указаниями, а в случае, если страхователю предъявлен иск, привлечь страховщика к участию в деле. В противном случае страховщик имеет право выдвинуть в отношении требования о страховом возмещении возражения, которые он имел в отношении требований о возмещении причиненного вреда (абз. 2 п. 2 ст. 11 ФЗ «Об ОСАГО»).

Если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховое возмещение, он обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая и в сроки, установленные правилами обязательного страхования, направить страховщику заявление о страховом возмещении и документы, предусмотренные правилами обязательного страхования (п. 3 ст. 11 ФЗ «Об ОСАГО»).

Страховое возмещение

Для решения вопроса об осуществлении страхового возмещения страховщик принимает документы о дорожно-транспортном происшествии, оформленные уполномоченными на то сотрудниками полиции, за исключением случая, предусмотренного статьей 11.1 ФЗ «Об ОСАГО» (п. 5 ст. 11). Таким документом является справка о дорожно-транспортном происшествии, выдаваемая подразделением полиции, отвечающим за безопасность дорожного движения, по форме, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 01 апреля 2011 года № 154 (п. 3.10 Правил).

Водители причастных к ДТП транспортных средств заполняют бланки извещений (утв. Приказом МВД РФ от 01.04.2011 № 155 «Об утверждении формы бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии») о дорожно-транспортном происшествии, выданные страховщиками. Водители ставят в известность страхователей о дорожно-транспортном происшествии и заполнении бланков таких извещений (п. 7 ст. 11 ФЗ «Об ОСАГО»).

Иные особенности страховых выплат

По закону компенсировать причиненный ущерб должна страховая компания виновника аварии, вследствие чего сам виновник никакой материальной ответственности не несет (кроме морального вреда), однако на практике встречаются и другие случаи.

  • при управлении ТС в состоянии опьянения, либо без водительского удостоверения;
  • виновник покинул место происшествия;
  • при несоблюдении сроков подачи документов после аварии;
  • при предоставлении подложных документов;
  • при нарушении иных положений, установленных соглашением между компанией и водителем.

Наиболее распространена ошибка водителей, когда они не обращают внимания на имеющиеся сроки. За их нарушение страховщик имеет право отказать в выплате, хотя других нарушений водитель не допускал. Например, статья 14 пункт ж, судебная практика хорошо сформирована и в большинстве случаев решение страховщика удовлетворяется, поскольку водитель действительно нарушил установленные правила.

Статья 14.1,прямое возмещение убытков – еще одна важная особенность предоставления выплаты.

ВНИМАНИЕ !!! По общему правила пострадавший должен обращаться к страховщику виновной стороны

Однако выплата производится в своей страховой компании,если:
  • оба участника аварии имели страховой полис ОСАГО;
  • в результате аварии вред был причинен только имуществу.

При наличии этих оснований, пострадавший обращается в свою страховую компанию, куда предоставляет все необходимые документы. Общий порядок получения выплаты не отличается.

Ремонт по полису

Цена полиса ОСАГО складывается из базового тарифа, умноженного на поправочные коэффициенты. Размеры тарифов устанавливаются Центральным Банком, который вправе увеличивать и уменьшать страховые тарифы не чаще одного раза в год.

С 2014 года страховые компании имеют право изменять стоимость страховки в рамках «тарифного коридора» — максимальных и минимальных значений базового тарифа, поэтому цена страховки может отличаться в зависимости от выбранной страховой компании.

Например, если водитель приобрел полис, но не имеет его при себе, то по отношению к нему может быть применены предупреждение или штраф. Водитель также может быть привлечен к административной ответственности, если управлял транспортным средством, но не был внесен в список тех лиц, которые имеют подобное право.

Если же водитель не приобрел документ, он может быть оштрафован в размере 500-800 рублей. Также инспектор ГАИ имеет полное право задержать и отправить транспортное средство на штрафную площадку. Водитель сможет забрать свою машину только после предъявления полиса.

Это основные меры ответственности за отсутствие полиса ОСАГО.

Дополнением к обязательному страхованию является ДСАГО, величина страховой суммы которого устанавливается владельцем автотранспорта. Однако в некоторых компаниях по страхованию устанавливается по ней ограничения.

Его стоимость различна, ее устанавливают страховые компании, но обычно она составляет от 0,15 до 0,5 % от размера основной страховой суммы.

При его оформлении учитываются:

  • возраст водителя;
  • число лиц, управляющих автомобиль;
  • марка автомобиля;
  • год выпуска автомобиля;
  • мощность двигателя;
  • основная величина страховой суммы.

В некоторых страховых компаниях к расширенному полису ОСАГО предлагают дополнительные услуги, например, обслуживание автомобиля аварийным мастером.

Стоимость ОСАГО зависит от следующих факторов:

  • тип автомобиля (легковой, грузовой и т.д.);
  • место регистрации автомобиля;
  • мощность автомобиля;
  • возраст, водительский стаж лиц, имеющих право управлять автомобилем;
  • с ограничением по списку водителей или без ограничения;
  • срок использования автомобиля в течение страхового года;
  • количество лет безаварийной эксплуатации автомобиля;
  • другие факторы.

Следут знать, что в разных страховых компаниях учитываются одни и те же факторы.

При страховании ОСАГО вам должны дать следующие документы:

  • оригинал страхового полиса
  • квитанцию об оплате
  • перечень представительств Страховой компании во всех субъектах Федерации
  • форму извещения о ДТП.

Согласно закону об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев, водитель обязан предъявить инспектору ГАИ оригинал полиса. Остальные документы можно с собой не возить. При этом в законе не сказано, что водитель обязан наклеить стикер на лобовое стекло.

  1. 120 тысяч рублей при причинении вреда имуществу одного потерпевшего.
  2. 160 тысяч рублей при причинении вреда имуществу нескольких потерпевших.

— в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью

  1. 160 тысяч рублей при причинении вреда жизни или здоровью каждого потерпевшего.

Количество страховых случаев в течение срока действия договора обязательного страхования неограничено. Приведенные выше лимиты действуют по каждому страховому случаю.

Особенности регресса по ОСАГО

Законодательно предусмотренная возможность реализации регрессных требований компаниями, осуществляющими страхование, — это своеобразный правовой механизм, направленный на сохранение финансового равновесия в этой структуре. Обычно возникает такое право при наступлении ДТП.

Внимание! Узнайте подробности здесь. Многие застрахованные по ОСАГО автолюбители считают, что при любых обстоятельствах, даже если они сами окажутся виновными в ДТП, страховщик покроет убытки пострадавшему лицу

Тем не менее, страховщик после этого принимает указанные выше меры для возврата потраченных средств, направляя соответствующее требование виновному участнику аварии. То есть убытки фактически покрывает виновник

Многие застрахованные по ОСАГО автолюбители считают, что при любых обстоятельствах, даже если они сами окажутся виновными в ДТП, страховщик покроет убытки пострадавшему лицу. Тем не менее, страховщик после этого принимает указанные выше меры для возврата потраченных средств, направляя соответствующее требование виновному участнику аварии. То есть убытки фактически покрывает виновник.

При этом факт наличия у него полиса ОСАГО роли не играет – нарушение правил ПДД влечет за собой возникновение ответственности.

В 2021 были установлены отдельные суммы, покрываемые страховкой:

  • если причинялся имущественный вред – до 400 тыс. рублей;
  • при вреде, нанесенном жизни (здоровью), – до 500 тыс. рублей.

Если отсутствует возможность полного взыскания средств, их истребование через суд можно оформлять частями.

Важно! Право на возврат потраченных при компенсации средств у СК появляется при условии выполнения таких действий:

  • полное возмещение потерпевшему от аварии лицу причиненного ущерба с учетом предъявляемых требований, имеющихся документов, фиксирующих аварию, и результатов оценки экспертов;
  • подано заявление в суд с целью возместить выплаченные за виновника средства для устранения ущерба, нанесенного в результате происшествия.

Это основной список условий, которые СК следует выполнить с целью затребования возврата с виновника аварии средств в порядке регресса, определенном законом. Виновному лицо не рекомендовано упускать из виду разбирательства в суде по данному вопросу и не реагировать на них. С подобными моментами нужно быть крайне внимательным.

Если заинтересованная в исходе дела сторона (виновник) не будет являться в судебное заседание по повестке, решение будет принято в заочном порядке, что не в интересах ответчика. Часто суммы назначают завышенные, а сторона попросту не может об этом заявить и оспорить подобное требование по причине неявки в суд.

Что делать, когда судебное решение принято без присутствия виновной стороны, как не выплачивать регресс, и как опротестовать решение?

При несогласии виновника аварии с суммой, выставляемой СК, он может заявлять иск ответного характера.

В большей части случаев при своевременном вмешательстве можно доказать факт завышения суммы. Обычно основываются на заключении экспертизы, назначенной через суд или при наличии других фактов необоснованности предъявляемых страховщиком требований.

Важно! Кроме уже оплаченного по страховке возмещения СК вправе дополнительно требовать от виновного в ДТП лица возврата сумм, потраченных на:

  • ведения дела по страховке;
  • проведение экспертных исследований.

Судебная практика свидетельствует, что СК требует суммы возмещения и получает их через суд в принудительном в отношении виновника порядке. Количество добровольных выплат минимально.

Какие изменения в ОСАГО с 1 января 2020 года

Это связано с большим количеством мошеннических действий.

Стоимость ремонта существенно завышается, после чего компании несут дополнительные убытки.

Система обязательного автострахования нуждается в некотором реформировании.

Она несовершенна и имеет множество изъянов и пробелов. Однако развитие её происходит в верном направлении.

А что с ситуацией в России!{q}

В России авострахование появилось гораздо позже. Оно вошло в жизнь российских автовладельцев в 1991 году, но на добровольной основе.

И только к 2003 году страхование автогражданской ответственности стало обязательным. Рынок страхования в Российской Федерации стремительно растет и развивается, но, несмотря на это, он уступает страховому рынку стран Запада как по качественным показателями, так и по спектру предлагаемы услуг.

Обязательное страхование автогражданской ответственности (далее ОСАГО) вводилось как социальная мера, которая гарантировала частичное денежное возмещение участникам дорожно- транспортных происшествий. Государство проводило активную борьбу со страховыми организациями, помогающими уклонению от уплаты налогов.

Одновременно с этим в начале 2000-х гг. начинает развиваться полноценный рынок автосраховых услуг, вводятся новые виды обязательного страхования: 1) 25 апреля 2002 года вступил в силу Федеральный закон

С 28 апреля 2020 года вступили в силу изменения в ОСАГО. ФЗ ОСАГО 2020 года постановил, что полис можно оформлять на срок менее одного года. Претензии к страховым компаниям можно предъявлять в течение 10 дней, а независимые экспертизы теперь под запретом, поскольку их выводы, зачастую, не объективны.

Еще одним важным изменением стало введение так называемого натурального возмещения, когда деньги перечисляются не владельцу, а на счет СТО, которое проводит ремонт. При этом каждая страховая компания работает с определенными СТО, список которых находится в доступе. Что касается максимальных выплат по Европротоколу, то здесь также произошли положительные изменения. Теперь они составляют 100 000 рублей. Если же ремонт стоит больше 400 тысяч рублей, то владелец автомобиля имеет право на денежную компенсацию.

Это основные изменения ФЗ-40 об ОСАГО, но детальная разработка большого количества нюансов, которые продолжают волновать автовладельцев, продолжаются.

Предлагаем ознакомиться: Срок за дачу взятки должностному лицу

Порядок получения электронного документа по ФЗ об ОСАГО в действующей редакции

  • Необходимо зарегистрироваться на официальном портале страховой компании, получив пароль и имя пользователя для входа в личный кабинет. Идентификаторы автовладельцу приходят по электронной почте либо СМС-сообщением.
  • Авторизированный пользователь заполняет электронную форму заявления.
  • Для заполнения понадобится паспорт, водительское удостоверение, ПТС и диагностическая карта (если машина старше 3-х лет).
  • Затем осуществляется оплата банковской картой либо другим доступным способом.
  • Электронный полис, хранящийся в дальнейшем в личном кабинете, отправляется на е-мейл, указанный при регистрации. Также можно получить бумажный документ на соответствующем бланке, оплатив услугу доставки почтой.
  • Автособственник должен распечатать полис. Бланк необходимо возить с собой и предъявлять сотрудникам ГИБДД.

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Получить консультацию

Цели и задачи Федерального закона об ОСАГО

Основная цель нового закона заключается в защите прав потерпевших с взысканием компенсации за причинённый вред с виновников ДТП, которую будет выплачивать страховая компания. Это правовой механизм позволяет оперативно получать возмещение материального и физического ущерба без долгих судебных разбирательств.

Главная задача страхования ОСАГО – сократить до минимума время между страховым случаем и получением потерпевшей стороной обозначенной компенсации. Одновременно делается акцент на повышении ответственности водителей и страховых компаний, выписывающих полис. В частности, любой страховой случай с виновностью страховщика станет причиной повышения стоимости следующей страховки для конкретного водителя.

Ответственность за нарушение положений

Главное предписание закона для водителей заключается в обязательном оформлении страхового полиса на свой автомобиль, а за его отсутствие предусмотрена административная ответственность. Последняя редакция КоАП РФ за отсутствие полиса ОСАГО предусматривает наказание исключительно в виде штрафа 800 рублей. В случае, если полис просрочен или используется не в установленный период, штраф составит 500 рублей.

Ужесточения ответственности за совершение повторного нарушения не предусмотрено. Однако необходимо помнить, за отсутствие полиса водитель может быть оштрафован неограниченное количество раз.

На сегодняшний день контролем за выявлением указанного нарушения занимаются исключительно сотрудники ГИБДД. Системы автоматической фиксации пока что не обладают таким функционалом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector