Четыре спорных вопроса о гарантийных обязательствах

Что изменилось в банковских гарантиях?

Для банковских гарантий установлены особые требования.

Из новой редакции постановления Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 следует, что электронная банковская гарантия теперь оформляется с обязательным использованием усиленной квалифицированной электронной подписи. Кроме того, в банковской гарантии теперь необходимо закреплять право заказчика в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения обязательств, представлять требование об уплате денежной суммы в размере цены контракта, уменьшенном на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом и оплаченных заказчиком.

Согласно новой редакции ч. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ, банковскую гарантию можно получить лишь в банке, соответствующем требованиям Постановления Правительства РФ от 12.04.2018 № 440. Перечень таких банков есть на сайте Минфина.

Наконец, согласно новой редакции ч. 19 ст. 44 Закона № 44-ФЗ в случае наличия в реестрах банковских гарантий информации о банковской гарантии, выданной участнику для обеспечения заявки на участие в соответствующей закупке, денежные средства на его спецсчете не блокируются.

Обеспечение заявки

Серьезность своих намерений бороться за контракт поставщики должны подтвердить внесением обеспечения заявки. После окончания процедуры закупки добросовестным ее участникам эти средства будут возвращены. Для заказчика это своеобразная страховка от того, что поставщик нарушит правила игры. Ведь если он уклонится от заключения контракта, обеспечение заявки ему не вернут.

Обеспечение аукционной заявки имеет принципиальное отличие от конкурсной. При участии в конкурсе поставщик может выбрать сам вариант предоставления обеспечения: денежные средства на счет заказчика либо банковская гарантия. В случае проведения открытого аукциона выбора у участников нет — обеспечение заявки блокируется в личном кабинете поставщика на ЭТП, которая проводит закупку. Если аукцион закрытый, то действуют те же правила, что и для конкурса.

Как находить информацию о торгах

Многие опытные поставщики пользуются для поиска и структурирования информации специальным веб-сервисом «Контур.Закупки». С его помощью поставщик может быстро найти нужные ему закупки. Сервис отличается от «умным» поиском, который позволяет искать закупки по типу торгов, по отрасли, по региону, по цене или заказчику, а также исправляет опечатки и не придает значения окончаниям слов. На основании сведений о предыдущих закупках заказчика в сервисе можно анализировать требования заказчика и прогнозировать стратегию поведения конкурентов. Но самое главное — в «Контур.Закупках» поставщик может настроить шаблоны запросов о торгах по «своим» товарам (работам, услугам) и получать на электронную почту уведомления о том, что в системе появились интересующие его торги, конкурсы или аукционы.

Материал предоставлен порталом «Бухгалтерия Онлайн»

Как обеспечить участие в аукционе банковской гарантией

В соответствии с положениями 44-ФЗ, при проведении электронного аукциона обеспечения заявки осуществляется не только в денежной форме, но и в виде гарантии, которую для поставщика оформляет банк. Заказчик потребует уплату денежных средств на основании этого документа, если участника заказа внесут в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 15 ст. 44 закона №44).

Перечень банковских организаций, которые наделены полномочиями по оформлению банковских гарантий, опубликован на сайте Министерства финансов. Чтобы оформить обеспечение участия в торгах этим документом, обратитесь в банк, который присутствует в этом списке.

Нормы контрактного законодательства четко указывают, какие сведения включают в банковскую гарантию при ее оформлении (ч. 2 ст. 45 закона №44):

  • размер финансового покрытия по гарантии (цена документа);
  • срок действия;
  • в чем заключается ответственность участника тендера перед заказчиком и его обязанности;
  • формулировка, которая подтверждает обязанность банка выплатить заказчику неустойку, если поставщик нарушит условия договора;
  • пункт, согласно которому выполнением обязательств по этому документу является фактическое поступление финансовых средств на реквизиты заказчика;
  • формулировку, которая предполагает заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам участника тендера;
  • перечень документов, которые направляет в банк заказчик при выставлении требования о выплате финансовых средств, которые предусмотрены гарантией.

Срок, в течение которого действует гарантия, — не меньше 2 месяцев с даты окончания срока подачи предложений на участие в заказе (ч. 4 ст. 44 закона №44).

ВАЖНО!

Банковская гарантия — это документ, который не подлежит отзыву, полностью соответствует требованиям контрактного законодательства и вносится в реестр.

Информация из реестра является закрытой и не размещается в открытой части официального сайта ЕИС (ч. 8.1 ст. 45 закона №44).

ВАЖНО!

С 06.05.2020 сведения из реестра видны поставщикам в личном кабинете.

Участник сообщает номер реестровой записи оператору торговой площадки при подаче документов на участие в заказе. Площадка передает эту информацию заказчику одновременно с остальными сведениями, которые поступили от поставщика (п. 2 — 4 Правил, которые утверждены Постановлением Правительства №626).

Виды гарантий

Сбербанк создал полную линейку гарантий не только для тендерных клиентов, но и других направлений хозяйственной деятельности. Выдаются следующие виды:

  • для обеспечения торгов: контракта, заявки, гарантийных обязательств, аванса;
  • для исполнения коммерческих договоров;
  • платежные;
  • налоговые;
  • таможенные.

Различается и способ оформления, подразделяющийся на два вида:

  1. Экспресс-гарантия за 2 часа. Выдается только через личный кабинет Сбербанк Бизнес Онлайн, поскольку именно благодаря этому происходит экономия времени на рассмотрение и выпуск. Выдается только в случае, если банку не нужен залог и поручительство. Выясняется это по копиям документов, загруженных самим участником закупок при создании заявки.
  2. Стандартная гарантия. Сюда относится любая гарантия (с залогом или без), получаемая в офисе банка. Если в рамках было выдвинуто требование о залоге или поручительстве, то необходимо обратиться напрямую в отделение Сбербанка, работающего с юридическими лицами. Период рассмотрения в связи с этим увеличивается.

Формы обеспечения

Закон предусматривает два способа внести обеспечение — в виде денежных средств или в виде банковской гарантии.

Форму обеспечения выбирает участник, поэтому ему надо решить: изъять из своего оборота приличную сумму или обратиться в банк за получением банковской  гарантии. Здесь следует понимать, что банк выдает гарантии за деньги. Поэтому перед обращением в банк необходимо сделать точный расчет, чтобы понять, какой вариант будет выгоднее — получить банковскую гарантию или внести обеспечительный платеж в виде денежных средств.

При выборе формы обеспечение кроме экономических причин есть и установленные законом ограничения. Так, на электронном аукционе обеспечение заявки предусмотрено только в виде денежных средств. Это объясняется спецификой электронных торговых процедур и деятельностью электронной торговой площадки.

Новые требования к обеспечению заявок

Изменения Закона 44-ФЗ и 223-ФЗ затронули и правила обеспечения заявки. Чтобы заявка не была отклонена по формальным основаниям, эти новые правила нужно изучить в контексте обоих законов

Особое внимание участнику закупки стоит обратить на использование спецсчетов

Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 № 439 установлено обязательное обеспечение заявки при одновременном выполнения двух условий:

  • закупка проводится посредством конкурса или аукциона;
  • НМЦК более 1 млн. рублей.

Это интересно: Надо ли вешать знак шипы на машину

Обеспечение заявки может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки осуществляется участником закупки.

Размер обеспечения заявки указывается заказчиком в закупочной документации, и должен составлять:

  1. от 0,5% до 1% НМЦК, если её размер составляет от 5 млн. рублей до 20 млн. рублей;
  2. от 0,5% до 5% НМЦК, если её размер составляет более 20 млн. рублей.

Несколько сложнее обстоит дело с Законом № 223-ФЗ. Согласно ч. 25 ст.3.2 Закона № 223-ФЗ, обеспечение заявки на участие в конкурентной закупке может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств, предоставления банковской гарантии или иным способом, предусмотренным ГК РФ. Выбор способа обеспечения заявки из числа предусмотренных заказчиком в закупочной документации осуществляется участником закупки. При этом, согласно ч. 27 той же статьи, заказчик имеет право установить требование об обеспечение заявки лишь при начальной (максимальной) цене договора более 5 млн. рублей, и сам размер обеспечения при этом не должен превышать 5% начальной (максимальной) цены.

Из этой нормы Закона № 223-ФЗ сделано исключение для закупок, участниками которых являются исключительно субъекты малого и среднего предпринимательства.

Во-первых, у участников таких закупок выбор способа обеспечения ограничен внесением денежных средств либо банковской гарантией.

Во-вторых, Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 предельный размер обеспечения заявки ограничен 2% начальной (максимальной) цены договора.

В-третьих, для внесения денежных средств участниками таких закупок используются только спецсчета.

Если заказчик не прописывает точные гарантийные сроки?

Не всегда организатор закупки заранее может знать, каков гарантийный срок у продукции. Конкретику может предложить сам поставщик, подавая заявку. Например, заказчик указывает: «Гарантийный срок не менее 12 месяцев», — а участник закупки, выходя на процедуру, вправе уточнить: «Я готов установить гарантийный срок на 18 месяцев». Заказчик из заявки участника переносит эту информацию в контракт. И тогда сумма обеспечения гарантийных обязательств вернется не ранее чем через 18 месяцев плюс 30 или 15 дней (для СМП)

Обратите внимание: в контракте не может быть приблизительных сроков, период действия гарантийных обязательств должен быть указан точно

Это важные вопросы для участника и организатора закупок. Заказчику надо тщательно выверять, а поставщику внимательно читать всю документацию по закупке, чтобы в дальнейшем не столкнуться с разночтениями и необходимостью доказывать свою правоту в суде.

Порядок внесения обеспечения

После 1 июля 2020 года начнется переход к электронным закупкам, а к июлю 2020 года все процедуры должны быть переведены на ЭТП. Вместе с этим изменится порядок обеспечения заявок.

В настоящее время обеспечение участников электронных процедур блокируется на ЭТП. Эти средства площадки размещают на вкладах в кредитных организациях, тем самым получая прибыль. По сути, это единственный источник заработка ЭТП.

Каждая ЭТП должна будет заключить договор с каждым из уполномоченных банков, а участники закупок — открыть в каком-либо из них специальный счет. С этими счетами банки смогут проводить такие операции:

  • блокировать средства в сумме обеспечения заявки;
  • в случаях, установленных законом, переводить эти средства на счет заказчика или в бюджет.

Вполне возможно, что будет изменен список ЭТП, которые смогут проводить закупки по 44-ФЗ.

Обеспечение контракта

Обеспечение контракта является гарантией того, что поставщик намерен качественно и своевременно исполнить свои обязательства.

Размер обеспечения контракта куда серьезней, чем обеспечения заявки. Он может варьироваться от 5 до 30% начальной цены контракта, а если она более 50 млн рублей, то от 10 до 30%. Если контракт предусматривает выплату аванса, то сумма обеспечения не может быть меньше суммы аванса. Форму поставщик выбирает самостоятельно — банковская гарантия или «живые» деньги на счет заказчика.

В какие сроки поставщик получит назад обеспечение контракта? Ответ на этот вопрос нужно искать в закупочной документации, и лучше до подачи заявки на участие. Если такая информация отсутствует, можно обратиться к заказчику и все-таки выяснить этот вопрос. Если последний будет отмалчиваться, то можно смело обращаться в ФАС и жаловаться на заказчика на основании части 27 статьи 34 закона № 44-ФЗ.

Обеспечение заключения контракта

Еще один момент, когда участнику очень нужны деньги — это собственно заключение контракта. Для того чтобы направить заказчику подписанный проект контракта, участник-победитель должен прикрепить к нему документ об обеспечении исполнения контракта. Это финансовая страховка заказчика от недобросовестности поставщика.

Закон ограничивает выбор финансового инструмента: безотзывная банковская гарантия либо депозит. И здесь уже совсем другие суммы, и другая ответственность. Ненадлежащее обеспечение исполнения — это уклонение от заключения контракта и попадание в РНП, а также финансовые потери: сумма обеспечения заявки уходит к заказчику…

Когда мы говорим про обеспечение исполнения контракта в форме депозита, ответить на вопрос «Когда вернутся деньги?» не так просто. В любом случае — не раньше, чем будут исполнены все обязательства по договору. Этот вопрос должен быть обязательно прописан в контракте.

Поэтому самый верный совет — внимательно читать проект контракта еще до подачи заявки.

Что случилось

С 01.07.2018 участники будут обязаны обеспечить заявки только если начальная цена госконтракта превышает 1 млн руб.

Напомним, что с 01.07.2018 вступают в силу глобальные изменения в 44-ФЗ. В числе нововведений есть положение о том, что участники госзакупок обязаны обеспечивать свои заявки при НМЦК, которая превышает 5 млн рублей. Однако Правительство может установить иные положения.

Изначальный замысел законодателей сводился к необходимости уменьшения нагрузки на поставщиков. Это главным образом должно было повлиять на работу субъектов СМП, когда они принимают решение об участии в закупках с малой НМЦК.

При этом сам механизм обеспечения заявок — это стимулирование участников госзакупок на ответственный подход к участию в процедуре. Также институт обеспечения заявок предполагает недопущение к участию в закупке недобросовестных поставщиков. Естественным образом происходит предотвращение отказов от заключения контракта на ранних стадиях. Соответственно, цели осуществления закупок, удовлетворение потребностей и эффективность работы госзаказчиков достигаются.

Таким образом, Минфин сбалансировал эти два фактора и принял решение снизить порог начальной цены контракта с 5 млн рублей до 1 млн рублей.

Письмо Минфина России от 2 июня 2020 г. N 24-03-08/47181 Об особенностях изменения условий контракта

7 августа 2020

Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее — Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) в части изменения условий контракта, в рамках своей компетенции сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

Также, Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.

Вместе с тем, в рамках компетенции Департамента полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 2 Закона N 44-ФЗ законодательство о контрактной системе основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона N 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона N 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

Частью 13 статьи 34 Закона N 44-ФЗ установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона N 44-ФЗ требований к их предоставлению.

При исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона N 44-ФЗ.

Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, Законом N 44-ФЗ установлено, что исполнение контракта должно происходить в соответствии с условиями, предусмотренными извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. При этом изменение существенных условий контракта возможно только в случаях, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.

На основании изложенного, возможность изменения предмета контракта путем заключения дополнительного соглашения Законом N 44-ФЗ не предусмотрена.

Заместитель директора Департамента Д.А. Готовцев

Формы обеспечения

Законом предусмотрены два способа внесения обеспечения; денежными средствами либо в виде гарантии банка (рассчитать стоимость). Форма обеспечения выбирается участником, поэтому он должен принять одно из решений: обеспечить изъятие из своего оборота приличной денежной суммы либо обратиться в банк, чтобы получить гарантию. Следует понимать, что выдачу гарантий банк осуществляет за деньги. Поэтому прежде чем туда обратиться, сделайте расчет, чтобы знать, какой из вариантов будет выгоднее – получение гарантии банка или внесение обеспечительного платежа денежными средствами.

При выборе формы обеспечения, помимо причин экономического характера, есть ограничения, установленные законом. Так, на электронных аукционах обеспечение заявки предусмотрено исключительно денежными средствами. Это можно объяснить спецификой электронных торгов и деятельностью ЭТП.

Рассмотрение заявок на участие в запросе котировок в электронной форме

Заявки рассматриваются членами комиссии по осуществлению закупок после их получения от оператора электронной площадки. Далее комиссией принимается решение о соответствии конкретной заявки требованиям извещения или ее отклонении.

Что же касается отклонения заявок, то на это могут быть следующие причины:

  • непредставление информации и документов, предусмотренных ч.5 ст.82.1 а также ч.11 ст.24.1 44-ФЗ, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме
  • несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме в соответствии с ч.1, ч.1.1 (при наличии таких требований) ст.31 44-ФЗ
  • если отклонение предусмотрено нормативными правовыми актами, содержащими условия применения национального режима
  • непредставление документов, предусмотренных п.4 ч.5 ст.82.1 44-ФЗ (если такие документы требуется предоставить на основании применения национального режима), в случае, если в извещение о проведении запроса котировок в электронной форме включена информация о запрете допуска товаров, происходящих из иностранных государств
  • выявление недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в запросе котировок в электронной форме

Тем заявкам, которые не были отклонены, присваиваются порядковые номера в порядке возрастания цены контракта/суммы цен единиц товара, работы, услуги, содержащихся в таких заявках, и с учетом положений нормативных правовых актов, предусматривающих применение национального режима.

Участник, заявке которого присвоен первый номер, признается победителем запроса котировок в электронной форме.

Но может произойти ситуация, когда в нескольких заявках на участие в запросе котировок в электронной форме содержатся одинаковые предложения. В этом случае меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в запросе котировок в электронной форме, которая поступила раньше других таких заявок.

Эта информация указывается заказчиком в протоколе подведения итогов запроса котировок в электронной форме, который формируется на электронной площадке и подписывается усиленной электронной подписью. После этого заказчик направляет протокол оператору электронной площадки, который размещает его в ЕИС и на самой площадке.

Аккредитация на ЭТП

Чтобы пройти аккредитацию на площадке, необходимо подать оператору комплект документов. Пока это нужно делать на каждой площадке. Однако вскоре все должно измениться — процесс аккредитации будет сведен к регистрации в ЕИС

Пока же действуют старые правила аккредитации, поэтому уделим им внимание

В комплект документов, подаваемый оператору торгов, входит:

  1. Заявление.
  2. Копия выписки из соответствующего реестра (ЕГРЮЛ, ЕГРИП), полученная не ранее, чем 6 месяцев назад. Если заявку подает физлицо, вместо выписки нужно представить копию паспорта.
  3. Копии учредительных документов для юридического лица.
  4. ИНН или аналог (для иностранцев).
  5. Если аккредитацию проходит иностранное лицо, прилагается нотариально заверенные документы о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, для физлица — копия удостоверяющего личность документа.
  6. Документ, на основании которого представитель юрлица действует от имени своей компании. Это может быть:
    • решение о назначении или избрание директором;
    • копия приказа о назначении на должность.
  7. Если представителем выступает другое лицо, то прилагается с документ, подтверждающий его полномочия. Если это физическое лицо, необходимо представить нотариально заверенную доверенность. Если юридическое — оригинал доверенности, выписанный компанией.
  8. Решение об одобрении крупной сделки.
  9. Электронный адрес.

После подачи комплекта документов на ЭТП оператор должен принять решение об аккредитации. На это ему отводится 5 рабочих дней. В результате поставщик должен получить уведомление о том, какое решение принято. Если оно положительное, вместе с ним участник получит доступ к аукционам и номер счета для перечисления обеспечения заявок. Если отрицательное, в сообщении будут указаны причины этого.

Отказ может быть в нескольких случаях:

  • не представлены какие-либо документы для аккредитации;
  • документы представлены, но не соответствуют требованиям;
  • компания зарегистрирована в офшоре.

В случае принятия положительного решения участнику дается аккредитация сроком на 3 года

Важно помнить, что об изменениях обязательно уведомлять ЭТП. Это необходимо, если:

  • изменились реквизиты поставщика либо были внесены изменения в документы.
  • поменялась электронная подпись или истек срок ее действия.
  • выданы новые доверенности на работу от имени участника торгов.

Участник направляет на ЭТП уведомление об этом, а оператор вносит изменения в его данные. При необходимости документы также размещаются на площадке.

Получив аккредитацию, участник может видеть все проводимые на площадке аукционы. Чтобы принять в них участие, ему необходимо перечислить денежные средства на ЭТП. В момент направления и заявки на тот или иной аукцион из этих средств будет блокироваться сумма, равная размеру ее обеспечения.

Возможность принять участие в аукционах блокируется за 3 месяца до окончания срока аккредитации. ЭТП уведомляет участника о том, что аккредитацию необходимо продлить. Можно начать процесс не дожидаясь этого уведомления, но не ранее, чем за 6 месяцев до окончания срока действующей аккредитации.

Оператор, в свою очередь, ведет Реестр аккредитованных участников. В нем указываются следующие данные:

  • сведения из заявки на аккредитацию;
  • документы участника, за исключением учредительных и выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
  • последний день действия аккредитации.

Информация в этот Реестр направляется в тот же день, когда принято решение аккредитовать заявителя. Если в сведения вносятся изменения, они отражаются в реестре в течение 1 часа. При истечении срока аккредитации участник исключается из реестра в течение одного рабочего дня. То же самое последует, если оператор примет решение об исключении поставщика из реестра. Площадка должна направить поставщику уведомление о том, что он исключен из реестра аккредитованных участников.

Обеспечение заявки на электронных аукционах

Отдельно надо сказать об обеспечении заявок на электронных аукционах. Для этого вида торгов закон предусмотрел несколько вариантов обеспечения:

  • в общем случае размер обеспечения составит от 0,5 до 5 % начальной (максимальной) цены контракта (на практике заказчики чаще всего заказчики устанавливают 5%);
  • для аукционов с небольшой начальной (максимальной) ценой — не более 3 000 000 руб., размер обеспечения не должен превышать 1% начальной (максимальной) цены контракта; 
  • в том случае, если проводится аукцион для субъектов малого предпринимательства, обеспечение не должно превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта.

Заключение контракта по итогам электронного аукциона

С участником, который признан победителем, заказчик заключает госконтракт. В течение 5 дней после размещения итогового протокола заказчик публикует в ЕИС проект контракта. В него должны быть внесены данные из заявки победителя и предложенная им цена. Сначала контракт подписывает исполнитель. У него есть 5 дней с даты размещения проекта в ЕИС на то, чтобы внести обеспечение и поставить свою подпись. В результате он должен разместить подписанный контракт и документ, подтверждающий внесение обеспечения.

Последним свою подпись в контракте ставит заказчик. Он может это сделать не раньше 10 дней с даты опубликования итогового протокола.

Борьба с демпингом и дополнительные меры обеспечения

Если в ходе торгов цена контракта опускается более, чем на четверть от начальной, вступают в силу антидемпинговые меры. Заключаются они в следующем:

  1. Если НМЦК более 15 млн рублей, размер обеспечения повышается в полтора раза.
  2. Если НМЦК менее 15 млн рублей, можно внести либо повышенное обеспечение (пункт 1), либо предоставить исполненные без штрафов контракты.

Для некоторых объектов закупки, которые относятся к категории жизненно необходимых товаров, установлены дополнительные требования. Это продукты питания, лекарственные препараты, средства для оказания неотложной помощи, топливо. Чтобы подтвердить серьезность своих намерений, участник должен предоставить заказчику один из документов:

  1. Гарантийное письмо от изготовителя, в котором указывается цена и количество отгруженных поставщику товаров.
  2. Документ, который подтвердит, что поставщик располагает нужными для поставки товарами.
  3. Другие документы, подтверждающие, что поставщик в состоянии исполнить свои обязательства и поставить объект закупки по той цене, которую предложил.

Составление протокола разногласий

Закон 44-ФЗ не разрешает изменять существенных условий контракта. Однако поставщик может заметить в проекте, предложенном заказчиком на подпись, некоторые неточности: несоответствие данных тому, что указано в извещении, документации аукциона или заявке участника. В этом случае составляется протокол разногласий. В нем указывается, что именно и чему не соответствует.

Следующие 3 дня даются заказчику на ответ. А он может быть таков:

  • новый вариант контракта с исправленными неточности, на которые указал поставщик (без подписи заказчика);
  • контракт в старой редакции плюс документ-обоснование, почему правки не могут быть внесены.

Теперь уже 3 дня есть у поставщика на то, чтобы подписать контракт либо направить новый протокол разногласий. Подавать таких протоколов можно неограниченное число. Однако должно исполняться такое правило: последний протокол можно направить заказчику не позже 13 календарных дней с даты опубликования итогового протокола аукциона.

Уклонение от подписания контракта

Победитель аукциона будет признан уклонившимся от заключения контракта, если нарушит правила:

  • в установленный срок не подпишет контракт и не направит его заказчику;
  • направит протокол разногласий по прошествии 13 дней с даты публикации итогового протокола аукциона;
  • не внесет обеспечение либо предоставит обеспечение, не соответствующие требованиям.

У заказчика есть право обратиться в суд с целью истребовать с победителем аукциона убытки, которые повлек его отказ от заключения контракта. Что же касается закупки, то контракт может быть заключен с участником № 2. Если он дает свое согласие, то в течение 10 дней заказчик направляет ему проект контракта. Если же участник № 2 отказывается, то принимается решение о признании аукциона несостоявшимся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector