Правила обеспечения контракта с 1 июля 2019

Как ее получить

Для получения документа от банка необходимо подать электронную заявку или лично обратиться в кредитное учреждение. Специалист проверяет добросовестность клиента, поэтому потребуется предоставить:

  • учредительные документы;
  • регистрационные бумаги — свидетельство ОГРН или ОГРНИП, ИНН;
  • финансовую и бухгалтерскую отчетность за год.

Кроме того, необходимо заполнить заявку и предоставить ссылку на закупку. Многие банки требуют, чтобы клиент открыл расчетный счет в учреждении. Чтобы не тратить время и средства, заранее узнайте, предоставляет ли ваш банк операционного обслуживания гарантийные документы. Если такая услуга есть, то вам не потребуется подавать учредительные документы и полную финансовую отчетность за год. Обычно для подтверждения финансовой стабильности действующих клиентов банки запрашивают квартальную отчетность.

Размеры обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5% до 30% начальной максимальной цене контракта (далее – НМЦК), указанной в извещении об осуществлении закупки (ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

В случае, если НМЦК превышает 50 млн. рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% НМЦК, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В случае, если аванс превышает 30% НМЦК, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

Возникает вопрос о том, как указывать условие о размере обеспечения – в процентах или твердой денежной сумме? Законодательство не конкретизирует данный вопрос, а, следовательно, полагаем, не будет нарушения, если указать точную сумму обеспечения. Основное условие состоит, чтобы она соответствовала размеру в процентном выражении, что подтверждается практикой региональных УФАС5. Не будет нарушения также в случае, если в извещении, документации о закупке, проекте контракта указать процентную долю НМЦК6.

Уменьшение исполнителем обеспечения на размер выполненных обязательств взамен первоначального допускается в случае, когда государственный (муниципальный) заказчик принял исполнение обязательства в соответствующей части.

В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, приводится пример спора, в рамках которого общество (поставщик) обратилось в суд с иском к учреждению об обязании вернуть денежные средства, предоставленные им в качестве обеспечения и составляющие разницу между суммой первоначального обеспечения и суммой обеспечения, уменьшенной на размер выполненных обязательств. Отклоняя доводы истца и отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции отметил, что согласно части 7 статьи 96 Закона № 44-ФЗ поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

По общему правилу кредитор вправе не принимать исполнение обязательства по частям (статья 311 ГК РФ). Такая обязанность может быть предусмотрена законом, иными правовыми актами, условиями обязательства, а также вытекать из обычаев или существа обязательства. В то же время, если кредитор принял исполнение в части, то наступают последствия, связанные с частичным исполнением обязательства.

Таким образом, право на уменьшение размера обеспечения контракта возникает у поставщика (подрядчика, исполнителя) после принятия заказчиком исполнения в части. При этом заказчик не вправе отказаться от обеспечения в новом размере.

В свою очередь, возможность исполнения обязательства по частям должна быть предусмотрена договором (статья 311 ГК РФ).

В рассмотренном деле такая возможность в контракте отсутствовала: поставка оборудования считается совершенной в момент подписания сторонами акта приема-передачи продукции. Ссылка поставщика на обстоятельство, согласно которому условиями договора предусмотрен гарантийный срок, что свидетельствует о возможности исполнения обязательств по частям: в части поставки и в части исполнения гарантийных обязательств, правомерно отклонена судом, который указал, что гарантийные обязательства поставщика являются частью обязательств по договору и договор считается исполненным в случае исполнения сторонами всех своих обязательств, в том числе гарантийных7.

Порядок возврата обеспечения: инструкция для поставщика

Порядок возврата обеспечения по госконтракту должен быть прописан в самом указанном документе. 44-ФЗ данный аспект никак детально не регламентирует, все вопросы решаются в согласительном порядке между сторонами.

Стандартный алгоритм действий для возврата обеспечения выглядит следующим образом:

  1. Поставщик или исполнитель направляет в адрес заказчика письмо с уточненными реквизитами для возврата. К нему можно приложить выписку из банковского счета с реквизитами, копии итоговых документов и дополнительные документы (доверенность на подпись заявления, копии чеков или платежных поручений, подтверждающих внесение обеспечения по контракту, акт сверки взаимных расчетов и пр.). Заявление может быть передано лично либо направлено заказным письмом с описью вложения.
  2. Заказчик рассматривает обращение от поставщика. В случае отказа от удовлетворения требований исполнителя по госконтракту заказчик обязан мотивировать его и предоставить ему письменное решение об отказе.
  3. Заказчик возвращает денежные средства на счет исполнителя.

В любом госконтракте должны быть прописаны штрафные санкции, которые должны быть применены к сторонам при нарушении договорных условий. Если заказчик не вернет положенное поставщику обеспечение, то он вправе рассчитывать не только на возврат ему суммы обеспечения, но и на получение пени.

При отказе заказчика вернуть деньги добровольно подрядчик может обратиться в суд и взыскать с него всю задолженность вместе со штрафными санкциями.

Обеспечение заявки

При подаче заявки на участие в электронном аукционе либо конкурсе каждый из участников обязан внести обеспечительный платеж, а установить сумму такого платежа – обязанность каждого заказчика. Что касается размера обеспечения, то он устанавливается заказчиком, причем диапазон составляет 0,5- 5% от начальной (максимальной) контрактной цены. Например, если заказчику нужно приобрести картриджи для оргтехники на сумму 600,0 тыс. рублей, то сумма, которая необходима для обеспечения заявки, а также участия в электронном аукционе, составит 30,0 тыс. рублей, или 5,0%.

Требование обеспечения заявок относится ко всем участникам без исключения. Его целью является возмещение потерь муниципальных и государственных заказчиков в случае, если участником подается заявка, он побеждает в тендере, но уклоняется от заключения государственного контракта. В подобном случае обеспечение по заявке остается в качестве компенсации у заказчика.

Привилегии для малого бизнеса

Стоит отметить, что сейчас работают особые условия для субъектов малого предпринимательства (СМП).

Так, например, обеспечение не нужно, если закупка проводилась именно у СМП и победитель предоставил информацию о своей добросовестности (ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ), доказав, что за последние три года он выполнил госконтракты и муниципальные контракты без неустоек по схожей тематике и при схожих финансовых условиях.

Также существуют специальные условия расчета суммы обеспечения для малого бизнеса. В закупках с преимуществами для СМП и СОНКО размер обеспечения заказчик устанавливает от сформированной на торгах цены контракта, а не от начальной максимальной цены контракта.

Пример расчета суммы обеспечения по специальным условиям

Аукцион 1 750 000 руб. с обеспечением контракта 10 %, то есть 175 000 руб. Победитель снижает цену до 1 200 000 руб., соответственно, обеспечение контракта составит не 175 000 руб., а 120 000 руб. (10 % от цены победителя).

Как составить заявление

Правильно составленное заявление на возврат внесенного обеспечения по госконтракту – залог его успешного и своевременного получения.

44-ФЗ не устанавливает каких-либо требований к содержанию заявления и порядку его оформления. Его можно составить в свободной форме на фирменном бланке организации либо с обязательным указанием всех необходимых реквизитов. Оно оформляется на стандартном листе формы А4.

Поставщик может сам выбрать предпочтительный способ для возврата денежных средств. Это может быть получение денег на расчетный счет или в наличной форме (второй вариант может привести к затягиванию процедуры возврата обеспечения, поэтому нежелателен).

Заявление на возврат денежных средств составляется в двух экземплярах (если оно передается лично исполнителем без использования почтовых или курьерских услуг). Один из них передается заказчику, а второй с пометкой о его принятии и датой поступления остается у исполнителя для подтверждения факта передачи документа.

Замена обеспечения

Предположим, поставщик изначально предпочел обеспечить контракт прямым способом, то есть денежными средствами. Такой выбор он мог сделать, например, по причине нехватки времени для обращения за банковской гарантией. Однако в процессе исполнения контракта денежные средства, которые он перевел на счет заказчика, понадобились для других проектов. Так вот, у поставщика есть право заменить способ обеспечения контракта. В данном примере это означает, что он может предоставить заказчику банковскую гарантию и потребовать свои денежные средства назад.

Когда можно заменить обеспечение

Замена обеспечения контракта допускается после частичного исполнения поставщиком своих обязательств. Другими словами, исполнитель не может сразу же после заключения контракта потребовать у заказчика обратно свои деньги взамен на банковскую гарантию. Перед этим контракт нужно хотя бы частично исполнить (письмо Минфина от 03.07.2017 г. № 24-03-07/41938).

Порядок замены и уменьшения обеспечения

Решив заменить и одновременно снизить обеспечение, поставщик направляет заказчику письмо с таким предложением. К этому моменту частичное исполнение контракта должно быть оформлено документально. Это значит, что товары, работы или услуги, поставленные по контракту, должны быть приняты заказчиком, и этот факт подкреплен соответствующими документами.

Как прописать порядок гарантийного обслуживания

Такое понятие не определено в 44-ФЗ, но на основании ч. 4 ст. 33 44-ФЗ заказчик имеет право установить период обслуживания на ТРУ, а также к объему предоставления гарантий качества и обслуживания. Если приобретаются машины и оборудование, заказчик обязан установить такие требования на обслуживание по гарантии.

Если дефекты в товарах или недостатки в работах и услугах не были оговорены исполнителем, а заказчик обнаружил их в гарантийный период, то покупатель имеет право потребовать от поставщика безвозмездного исправления нарушений (п. 1 ст. 475, п. 2 ст. 477 ГК РФ).

В контракте такое обслуживание прописывается наравне с гарантийным сроком. В договорных условиях под обязательством понимается выполнение поставщиком работ по устранению недостатков и дефектов, выявленных после приемки приобретенных заказчиком ТРУ, но в период гарантии. К нему можно также отнести техническое и другое обслуживание, технический осмотр, замену деталей и т. д. (Письмо УФНС № 20-12/092926 от 03.10.2008).

Обеспечение контракта по 44-фз: условия

Тем, кто на постоянной основе имеет дело с обеспечением муниципальных или государственных нужд посредством закупки товаров, услуг или работ, приходится основывать свою деятельность на конкретной части законодательства, а именно 44 ФЗ. Эта часть федерального законодательства посвящена условиям и принципам исполнения контракта. Суть закона Если внимательно изучить действующий закон, то можно будет узнать несколько актуальных критериев, согласно которым регулируется такой процесс, как обеспечение контракта.

Первое требование, которое необходимо выполнить — это оформление банковской гарантии. Получить ее можно в финансовом институте, являющемся частью перечня банков, обладающих соответствующими полномочиями. Возможны исключения, но о них есть смысл думать только в случае сотрудничества с гособоронзаказом. Также стоит разобраться с тем, что из себя представляет гарантия.

Отмена обеспечения. Изменения в 44-ФЗ в 2020 году

Накануне Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», который наделяет кабмин правом вводить режим чрезвычайной ситуации. Среди прочего в законе прописан ряд поправок в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе…», о которых и пойдет речь в данной статье.

Согласно новому закону о ЧС в госзакупках расширен перечень товаров, работ, услуг, которые можно закупать у единственного поставщика, в случаях, когда применение конкурентных способов нецелесообразно из-за затрат времени.

Также в целях реализации мер поддержки малого и среднего бизнеса в связи с распространением коронавирусной инфекции заказчики до 31 декабря 2020 года получили право не включать в документацию об осуществлении закупки требование обеспечения контракта и гарантийных обязательств, если контрактом не предусмотрена выплата аванса. Однако такие правила распространяются только на закупки, проведенные в соответствии со статьей 30 закона 44-ФЗ, а именно: у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций или у организаций, которые по условиям контракта обязаны привлечь на субподряд СПМ или СОНО. Такие меры позволят существенно снизить издержки бизнеса на оформлении банковских гарантий.

Отменены гарантийные обязательства для поставщиков, которые заключили контракт по итогам закупки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 закона 44-ФЗ, если такой поставщик при подписании контракта предоставил информацию, подтверждающую его опыт исполнения госзаказа. Ранее эта норма применялась только к обеспечению исполнения контракта, о чем мы ранее писали в статье «Отмена обеспечения контракта». Порядок освобождения от предоставления обеспечения контракта распространяется и на отмену гарантийных обязательств.

Помимо этого, освобождены от предоставления обеспечения гарантийных обязательств участники, которыми являются казенные учреждения, а также отменены гарантийные обязательства в закупках по предоставлению кредита и банковской гарантии.

Еще один пункт закона о ЧС предусматривает в течение текущего года изменение срока контракта по соглашению сторон, если на его исполнение повлияло распространение новой коронавирусной инфекции, при условии наличия письменного обоснования и после предоставления обеспечения исполнения контракта на новый срок, конечно, если обеспечение было изначально предусмотрено.

Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ о ЧС вступил в законную силу с 1 апреля 2020 года, а это означает, что все изменения начинают действовать с 1 апреля. С полным текстом документа можно ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации.

Мы считаем, что принятые правительством меры по предупреждению распространения коронавирусной инфекции и по поддержке бизнеса своевременны и дадут положительный результат. В ближайшие дни надеемся увидеть эффект от принятых мер.

Будьте здоровы, берегите себя и своих близких!

У единственного поставщика

При проведении закупки у единственного поставщик заказчик может (но не обязан) установить требование об обеспечении исполнения. Исключения составляют случаи, когда правовым актом, на основании которого проводится данная закупка, не установлена обязанность заказчика включить требование об обеспечении.

Право устанавливать обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика возможно в случаях, указанных в пунктах 1, 2, 4 – 11, 13 – 15, 17, 20, 23 , 26, 28 – 34, 40 – 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

При закупке в случае, указанном в п.2 ст.93, обязанность установления обеспечения контракта предусматривается при наличии соответствующих правовых актов, предусмотренными указанным пунктом.

Заказчик вправе установить обеспечение контракта при закупке у единственного поставщика в следующих случаях:

закупки у естественных монополий (п.1),
у единственного поставщика, определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации, либо в случаях, установленных поручениями Президента Российской Федерации, у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства Российской Федерации (п.2),
контракты до 100000 рублей с выполнением дополнительных условий (п.4),
закупки учреждений культуры, образовательных учреждений на сумму до 400000 рублей (п.5),
выполнение услуг, которые могут осуществляться только органом исполнительной власти, либо подведомственными ему государственным учреждением или государственным унитарным предприятием (п.6),
контракты на поставку от российских производителей военной техники, оборудования и вооружения, не имеющих аналогов; порядок ведения реестра единственных поставщиков таких вооружения и военной техники установлен Постановлением от 19 сентября 2013 года №826; порядок формирования их цены установлен Постановлением от 25 января 2008 г. №29 (п.7),
закупка услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению, за исключением услуг по реализации сжиженного газа (п.8),
закупки, при которых затраты времени нецелесообразны (товары, работы, услуги вследствие аварии, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме) (п.9),
поставка культурных ценностей для государственных фондов (п.10),
закупки у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 г. № 1292 (п.11),
произведения, исполнения, фонограммы, если исключительные права на них принадлежат единственному лицу (п.13),
закупка печатных и электронных изданий или доступа к ним у издателей, если им принадлежат исключительные права (п.14),
заключение контракта на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки или спортивного мероприятия (п.15),
направление работника в служебную командировку (п.26)
закупки лекарственных препаратов для назначения пациенту при наличии медицинских показаний на сумму до 200000 рублей (п.28),
заключение договора энергоснабжения или покупки электроэнергии (п.29),
аренда помещений на территории других государств (п.32),
контракт на преподавательские услуги и услуги экскурсовода физлицами (п.33),
закупки для органов внешней разведки (п.40),
закупки в целях обеспечения органов ФСБ средствами контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом (п.41),
заключение федеральным органом исполнительной власти контрактов с физическими лицами на выполнение работ, связанных со сбором и с обработкой первичных статистических данных (п.42),
закупка услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у операторов указанных баз данных, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ (п.44),
услуг по предоставлению доступа к зарубежным базам данных библиотеками, научными организациями и др. у национальных библиотек и федеральных библиотек, имеющих научную специализацию (п.45),
закупки на оперативно-розыскную деятельность (п.46)
и другие.

Полный перечень случаев, когда требование об обеспечении исполнения контракта заказчик имеет право не устанавливать, приведен в части 2 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Изменения

Существует возможность изменения способа обеспечения. Это особенно полезно в тех случаях, когда изначально поставщик выбрал банковскую гарантию, но по каким-то причинам не успевает оформить её в срок и имеет возможность выплатить обеспечение своими средствами.

В таком случае поставщику достаточно внести на счёт заказчика необходимую сумму самостоятельно, а затем обменять полученную банковскую гарантию на затраченные средства.

Также возможно изменение размера обеспечения пропорционально исполненным обязательствам. Для этого исполнителю необходимо предоставить подтверждающие документы. Заказчик при уменьшении обеспечения не должен иметь претензий к части выполненных обязательств. Также для уменьшения ОИК не должно быть задержек каких-либо связанных с договором выплат (пени, штрафы, неустойки), а сама закупка не должна находиться в реестре закупок, для которых ОИК не уменьшается.

Новое обеспечение предоставляется в том случае, если у банка, первоначально выдавшего гарантию, была отозвана лицензия. Порядок действий в такой ситуации должен быть прописан в соглашении. Срок на выдачу нового обеспечения — не более 30 дней с момента надлежащего уведомления поставщика заказчиком о необходимости предоставления иного обеспечения. В случае неисполнения данного обязательства на исполнителя начисляются пени.

Обеспечение заявки

Обеспечение заявки является подтверждением того, что поставщик серьезно намерен участвовать в закупке и заключить контракт, предложенный заказчиком. Размер обеспечения заявки варьируется от 0,5 до 5% от начальной (максимальной) цены контракта. Сколько именно придется заплатить — это определяет заказчик в закупочной документации. Способ обеспечения заявки зависит от вида процедуры. Если это электронный аукцион, то оператор (электронная площадка) блокирует на лицевом счете участника необходимую сумму. Если закупка проводится в виде конкурса или закрытого аукциона, то заявка обеспечивается либо переводом денежных средств на счет заказчика, либо предоставлением банковской гарантии.

Обеспечение заявки вернется к поставщику вне зависимости от исхода закупки. Единственное исключение — если исполнитель по результату процедуры оказался единственным подходящим поставщиком или был единственным участником, но от заключения контракта отказался. В этом случае он не только потеряет обеспечение заявки, но и попадет в реестр недобросовестных поставщиков.

Возврат средств, зарезервированных ЭТП

Когда закупка состоялась (подписан итоговый протокол), оператор торгов обязан вернуть деньги всем участникам. Тем, кто не стал первым, средства вернутся в течение одного рабочего дня. Тот участник, который победил, получит обратно обеспечение заявки после подписания контракта. Напомним, что это может состояться не ранее чем через 10 дней после публикации результатов в ЕИС. Если закупка признана несостоявшейся, то также в течение одного рабочего дня будут разблокированы средства всех участников.

Освободившимися средствами можно воспользоваться двумя способами — вывести их обратно на расчетный счет (если дальнейшее участие в закупках на этой площадке в планы не входит) либо использовать для других заявок.

Возврат обеспечения заявки от заказчика

При проведении конкурса и закрытого аукциона заказчик должен вернуть обеспечение заявки в течение 5 рабочих дней. Каждому из участников закупки придется переводить сумму через банк. Иногда такие вещи упускаются, поэтому эксперты рекомендуют действовать на опережение. Можно направить заказчику письмо, указать в нем банковские реквизиты и изложить просьбу о перечислении по ним суммы, которая была направлена в обеспечение заявки.

Важно знать! За нарушение сроков возврата денежных средств предусмотрен штраф в размере от 5000 до 90000 рублей. А участник вправе потребовать от заказчика уплаты пени в размере 1/300 суммы невозврата за каждый день просрочки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector