Неустойка по 44-фз: виды неустоек, расчет, начисление, сроки уплаты

Исключения из правил

В соответствии с частью №15 статьи №34 Закона Российской Федерации №44, заказчики могут на законных основаниях отказаться от исполнения требований об обязательном порядке закрепления сумм штрафных санкций в соглашении. Это актуально для тех случаев, когда закупка проводится только у одного поставщика.

Суммы, параметры и нормативные положения Закона следующие:

На сумму меньше 100 000 рублей Пункт №4, часть №9, статья №93.
При заключении соглашений на посещение развлекательных объектов или спортивных мероприятий Пункт №15, часть №1 статья №93.
Если в качестве основного закупочного объекта выступают медицинские препараты Пункт №28, часть №1, статья №93
  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
  3. Москва и Область
  4. Санкт-Петербург и область
  5. Регионы

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Взыскание штрафа и пени одновременно 44-фз судебная практика

Заказчик прописывает их сам в документах закупки — например, закрытие границ, военные действия, объявление карантина, природные катаклизмы и т.д. Если в контракте этого списка нет, будет сложнее доказать, что вы не виноваты в просрочке.

Также проверьте, чтобы в контракте были:

  • этапы и сроки выполнения работ, в которые вы успеете уложиться,
  • сроки исполнения обязательств обеих сторон,
  • условие о порядке и сроках приемки товара,
  • параметры, по которым заказчик будет принимать товар.

Если сроки работ или требования к товарам вас смущают, помните, что внести изменения в него можно только на этапе подачи заявки. Для этого нужно подать запрос на разъяснения заказчику или жалобу в ФАС, обосновав свою претензию. Нереальные сроки исполнения контракта — это один из способов ограничить конкуренцию.

Во многих регионах акта о самоизоляции нет, а есть кордоны

COVID-19 признан форс-мажорным обстоятельством при выполнении госзакупок, сообщил сегодня заместитель директора департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина РФ Дмитрий Готовцев. Утром он выступил по дистанционным каналам связи с развернутым комментарием к изменившимся, в связи с пандемией, правилам исполнения государственных и муниципальных контрактов по настоянию ТПП РФ.

Вице-президент ТПП Елена Дыбова, провела традиционно вебинар, где отметила, что во многих регионах страны самоизоляция является мерой рекомендательной и не все губернаторы издали указы о введении ограничений на работу и передвижение по территории. «Где-то уже сейчас начинают возникать проблемы: губернаторы рекомендовали выйти в режим самоизоляции, но акта нет, а есть кордоны. У бизнеса нет жесткого запрета, а есть просто рекомендация», — сказала она, давая понять, что это создает серьезные риски для бизнеса, занятого исполнением госконтрактов.

Новый расчет штрафа по 44-ФЗ

Давайте рассмотрим основные положения новых правил и отличия от предыдущей системы расчета.

Размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств:

Размер, в % от цены контракта Сумма контракта ПП 1063 от 25.11.2013 (отменено) Размер, в % от цены контракта Сумма контракта ПП 1042 от 30.08.2017
10 до 3 млн р. 10 до 3 млн р.
5 от 3 млн. р. до 50 млн р. 5 от 3 млн. р. до 50 млн р. (вкл.)
1 от 50 млн. р. до 100 млн. р. 1 от 50 млн. р. до 100 млн. р. (вкл.)
0,5 более 100 млн. р. 0,5 от 100 млн. р. до 500 млн. р. (вкл.)
    0,4 от 500 млн. р. до 1 млрд. р. (вкл.)
    0,3 от 1 млрд. р. до 2 млрд. р. (вкл.)
    0,25 от 2 млрд. р. до 5 млрд. р. (вкл.)
    0,2 от 5 млрд. р.. до 10 млн. р. (вкл.)
    0,1 более 10 млрд. р.

Размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 (СМП и СОНКО), за исключением просрочки исполнения обязательств:

Размер, в % от цены контракта Сумма контракта
3 до 3 млн р.
2 от 3 млн. р. до 10 млн р. (вкл.)
1 от 10 млн. р. до 20 млн. р. (вкл.)

Размер штрафа за неисполнение условия о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП и СОНКО:

Размер, в % Объем для расчета
5 Сумма работ с привлечением субподрядчиков

Размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных НМЦ, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта (переход через «0»), за исключением просрочки исполнения обязательств:

Размер, в % от цены контракта Сумма контракта
3 до 3 млн р.
2 от 3 млн. р. до 50 млн р. (вкл.)
1 от 50 млн. р. до 100 млн. р. (вкл.)

Размер штрафа за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения:

Размер, в руб. Сумма контракта
1 000 до 3 млн р.
5 000 от 3 млн. р. до 50 млн р. (вкл.)
10 000 от 50 млн. р. до 100 млн. р. (вкл.)
100 000 более 100 млн. р.

Размер штрафа за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц:

Размер, в % от стоимости работ ПП 1063 от 25.11.2013 (отменено) Размер, в % от стоимости работ ПП 1042 от 30.08.2017
5 Стоимость работ, выполняемых самостоятельно 5 Стоимость работ, выполняемых самостоятельно

Размер штрафа за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом:

Размер, в руб. Сумма контракта
1 000 до 3 млн р.
5 000 от 3 млн. р. до 50 млн р. (вкл.)
10 000 от 50 млн. р. до 100 млн. р. (вкл.)
100 000 более 100 млн. р.

Постановление Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042

<**> За исключением шприцев медицинских (код ТН ВЭД ЕАЭС 9018 31).

<***> За исключением очков и масок защитных (код ТН ВЭД ЕАЭС 9004 90).

<****> Товары, классифицируемые кодами ТН ВЭД ЕАЭС 9003, могут быть отнесены к настоящему перечню исходя из принципов определения их кодов по Общероссийскому классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 (к коду ОКП 94 4265 относятся исключительно оправы для очков корригирующих (для коррекции зрения) и по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2 ОК 034-2014).

<*****> Товары, классифицируемые исключительно кодом ТН ВЭД ЕАЭС.

<******> Код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014 применяется в отношении медицинских изделий, регистрационные удостоверения на которые содержат указания на данный код.

(Сноска введена Постановлением Правительства РФ от 15.08.2019 N 1054)

Примечания: 1. Для целей применения раздела I настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или до 31 декабря 2021 г. государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.11.2017 N 1404)

2. Для целей применения разделов II — IV настоящего перечня необходимо руководствоваться кодом ТН ВЭД ЕАЭС, наименованием товара с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции ОК 005-93 (ОКП) или ОК 034-2014 (ОКПД 2) (в случае, если коды указаны).

3. Для целей применения раздела V настоящего перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС и наименованием товаров с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии предоставления документа о подтверждении целевого назначения, выданного уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, подтверждающего дальнейшую передачу товаров на безвозмездной основе некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере охраны здоровья, в том числе медицинским учреждениям здравоохранения (с указанием в документе о подтверждении целевого назначения наименования лица, ввозящего изделия (с указанием адреса и идентификационного номера налогоплательщика), наименования некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья, в том числе медицинских учреждений здравоохранения, в адрес которых подлежат передаче изделия (с указанием адреса и идентификационного номера налогоплательщика), наименований передаваемых товаров, их стоимости, количества и кодов по классификатору продукции ОКПД 2 и (или) ТН ВЭД ЕАЭС, срока, в течение которого товары подлежат дальнейшей передаче).

Документ о подтверждении целевого назначения подписывается уполномоченным должностным лицом уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с указанием даты подписи и проставлением оттиска печати установленного образца уполномоченного исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также направляется в адрес заявителя и в Федеральную таможенную службу в течение одного рабочего дня после его подписания.

Образцы подписей уполномоченных должностных лиц и оттиска печати представляются уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в Федеральную таможенную службу и доводятся до сведения таможенных органов.

Ввоз товаров, указанных в разделе V настоящего перечня, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при условии регистрации декларации на товары для помещения таких товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по 30 сентября 2020 г. включительно.

(п. 3 введен Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 N 419)

Цену можно увеличить до 30%

Важным послаблением станет возможность переноса сроков исполнения контрактов и изменения его стоимости. По словам Дмитрия Готовцева, цену контракта теперь можно изменять в пределах до 30% (а не 10%, как раньше). «Но здесь меняется не цена единицы, а объем», — подчеркнул он. При этом чиновник Минфина высказал сомнение в том, что цены на материалы выросли в два раза, как утверждают поставщики. «Не думаю», — отозвался он на соответствующую реплику Дыбовой. Говоря же о сроках исполнения госконтракта, он сообщил, что при возможности расчет ведется исходя из календарных дней (без учета рабочих и нерабочих дней).

Почему это важно? Елена Дыбова пояснила, что госконтракты, например, на поставку продовольствия для школьного питания являются долгосрочными, но из-за коронавируса у заказчика отпала необходимость кормить школьников. Что делать? Куда девать, скажем, яйца, которые курицы-несушки продолжают нести? «Пусть яйца отправляются не школу, а в магазин», — посоветовал представитель Минфина

По его словам, заказчик вправе расторгнуть договор, но на деле обе стороны должны решить этот вопрос между собой. Минфин РФ же задает общие правила урегулирования отношений.

Отвечая на вопрос об оплате уже исполненных работ по госконтрактам, Готовцев заявил, что заказчик не вправе задерживать выплаты, ссылаясь на коронавирус. По его словам, эти деньги зарезервированы в бюджете. «Отговорка на вирус не выдерживает никакой критики», — подчеркнул он, напомнив, что для подрядчиков МСП этот срок составляет 15 дней с момента подписания актов, а для других — 30 дней.


Провела вебинар традиционно вице-президент ТТП Елена Дыбова. Фото tpprf.ru

Правила определения размера штрафа

Фактическая сумма штрафных санкций определяется в положениях договора, что предусматривается пунктами №3-9 рассматриваемых правил по нормативному акту. Предусматривается назначение фиксированной суммы, которая, в свою очередь, может определяться в процентном соотношении от цены по контракту или по одному из этапов соответствующего соглашения.

За обнаружение факта некорректного исполнения обязательств со стороны исполнителя, включая те, которые носят исключительно гарантийный характер, размер санкций регламентируется на базе нормативов, прописанных в пунктах №4-8 рассматриваемых правил.

Суммы имеют следующий вид:

10% От общей суммы контрактного соглашения, если цена составляет более 3 000 000 рублей.
5% От всего контракта или от его одного этапа, если предельная стоимость работ не превышает 50 000 000 рублей.
1% Если стоимость соглашения составляет до 100 000 000 рублей.
0,5% До 500 000 000 рублей.
0,4% До 1 000 000 000 рублей.
0,3% До 2 000 000 000 рублей и так далее.

Стоит отметить, что при обнаружении факта неисполнения контрактных обязательств со стороны заказчика, в соответствии с нормами статьи №30 Федерального Закона Российской Федерации о контрактной системе закупок товаров или услуг, размер штрафных сборов будет также определяться в формате фиксированной суммы.

Определяется следующий актуальный порядок:

3% Если сумма по контракту не составляет цену свыше 3 000 000 рублей.
2% До 10 000 000 рублей включительно.
1% До 20 000 000 рублей.

Приведенные ценовые позиции считаются наиболее часто встречающимися в сфере торговых закупок. Каждая национальная республика или область Российской Федерации может определять дополнительные параметры в самостоятельном порядке.

Важные моменты

В последних изменениях рассматриваемого Закона были подробно пересмотрены формальные правила расчета штрафа за неисполнение контрагентами своих обязательств в рамках осуществления работ по государственному контракту.

Уточняется, что в перспективе речь может заходить и о штрафных санкциях, возникающих в случае неисполнения обязательств следующими сторонами:

  • поставщик;
  • исполнитель;
  • подрядчик.

Как и несколько лет назад, размер санкций определяется контрактным соглашением в формате строго суммы. Она, в свою очередь, появляется после расчета определенного процента от итоговой стоимости мероприятий.

В Федеральном Законе произведена подробная детализация всех штрафных сумм за каждый отдельный факт неисполнения заявленных обязанностей. Это же касается и закупочных актов государственного типа, цена по которым составляет больше 100 000 000 рублей. В нормативных положениях приводятся актуальные правила контрактного расчета (документ формируется после осуществления мероприятий по закупке).

Фактическими участниками контрактов в подавляющем большинстве случаев являются представители сферы малого предпринимательства и некоммерческие организации, ориентированные на социальную среду.

Помимо прочего, в рассматриваемом акте устанавливаются правила расчета штрафных санкций, накладываемых на поставщика по факту неисполнения его обязанностей. Такой перечень обязательств не имеет выражения в виде определенной стоимости. Также затрагиваются контрактные обязательства по договору, заключенному с победителями тендеров, которые предложили наибольшую закупочную цену по контракту.

Каждое заинтересованное лицо для просмотра актуальной редакции нормативного акта в полном формате может перейти на сайт государственных закупок. Там же указан комплекс решений по наиболее актуальным вопросам, а также шаблоны контрактов и дополнительные материалы.

Ответственность участника закупок за предоставление недостоверных сведений

В стремлении выиграть торги участник может указать в заявке ложные сведения о себе. Например, потенциальный поставщик прописал, что он соответствует всем требованиям заказчика, имеет все соответствующие лицензии и допуски, хотя на самом деле таковыми не обладает. Или предъявленные бумаги – лицензия, банковская гарантия – поддельные. Даже если такой участник стал победителем тендера, как только выявится недостоверная информация, отношения с ним расторгаются, в том числе при наличии заключенного контракта.

В последнем случае за предоставление недостоверных сведений по 44-ФЗ участник попадает прямиком в реестр недобросовестных поставщиков (РПН). Это означает, что сведения о самой компании, ее руководителях и учредителях на 2 года заносятся в реестр, после чего в течение 2 лет все эти субъекты лишаются допуска к госзакупкам.

Приведем пример. ООО «Сигма» при подаче заявки на открытый конкурс указало ложную информацию о компании. В результате за предоставление недостоверных сведений по 44-ФЗ ответственность была возложена на директора и учредителя. Данные лица и сама фирма были занесены в РНП, но они тут же зарегистрировали новую . Но такой ход все равно не открывает им доступ к торгам, поскольку фамилии директора и учредителя будут числиться в реестре в течение 2 лет.

Обратите внимание!

Раньше реестры недобросовестных поставщиков автономно велись на двух площадках – ФАС и gov.ru. В настоящее время существует объединенная база, размещенная в ЕИС.

Законодатели планируют ужесточить ответственность за недостоверные сведения по 44-ФЗ. Пока можно говорить о подготовленном Минюстом РФ проекте поправок к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Документ предусматривает для должностных лиц штрафы в размере 100–150 тысяч рублей за ложные сведения по поводу имевших место фактов предложения взятки по ст. 19.28 за двухлетний период до подачи заявки.

Также не следует забывать об уже принятой норме, которая начнет действовать с 1 января 2021 года, хотя ее внедрение планировалось на 1 января 2020 года. Речь идет об обязанности операторов электронных площадок сообщать организаторам закупки информацию о случаях привлечения к ответственности участников по фактам передачи и предложения взяток от имени юридического лица.

Новые штрафы для заказчиков и поставщиков

Возбуждать и рассматривать дела об этом правонарушении будет Минпромторг.

ВАЖНО!

Должностное лицо освободят от ответственности, если есть положительная оценка Минпромторга и обоснование невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок.

Изменения заработают с 01.01.2022.

Планируют, что новации поспособствуют неукоснительному соблюдению заказчиками обязанности выполнять квоты, достижению целей защиты внутреннего рынка России, развитию национальной экономики и поддержке российских товаропроизводителей.

В законопроекте закреплено, что если поставщик предоставит недостоверные документы в составе заявки, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям, при заключении или исполнении контракта, то оштрафуют должностных лиц и ИП на сумму от 20 000 до 50 000 рублей, а юрлиц — от 100 000 до 300 000 рублей.

ВАЖНО!

Наказание не применят, если такие действия не образуют состава уголовного преступления.

Авторы поправок в пояснительной записке указывают, что цель изменений — минимизировать участие поставщиков с недостоверными документами в закупках, увеличить эффективность при расходовании средств бюджетов и способствовать созданию равных условий для конкуренции.

Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: .

Размер штрафов по 44-ФЗ

Размер штрафа — фиксированная величина, которая измеряется процентом от цены контракта либо этапа (если контракт разделен на этапы). Чем больше цена контракта, тем меньше размер процента. С 2017 года градация штрафов широка, есть штрафы для закупок до 3 млн. рублей и далее по развилкам:

Цена контракта (этапа); Размер штрафа % цены контракта (этапа)
не превышает 3 млн. рублей 10%
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей 5%
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей 1%
от 100 млн. рублей до 500 млн. рублей 0,5%
от 500 млн. рублей до 1 млрд. рублей 0,4%
от 1 млрд. рублей до 2 млрд. рублей 0,3%
2 млрд. рублей до 5 млрд. рублей 0,25%
5 млрд. рублей до 10 млрд. рублей 0,2%
превышает 10 млрд. рублей 0,1%

Для закупок у СМП и СОНКО свои коридоры штрафов. Здесь также действует правило: чем больше цена контракта, тем процент ниже:

Цена контракта (этапа) Размер штрафа % цены контракта (этапа)
не превышает 3 млн. рублей 3%
от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно) 2%
от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно) 1%
Пример:  
цена контракта составляет 2 млн. руб. штраф составит 60 000 руб. (2 млн. руб. х 0,03)
7 млн. руб. 140 000 руб. (7 млн. руб. х 0,02)
12 млн. руб. 120 000 руб. (12 млн. руб. х 0,01)

Если победителем закупочной процедуры стал СМП или СОНКО, но вы проводили закупку по общим основаниям, то и штрафы вы применяете по обычным основаниям.

Размер штрафа, если закупка «на повышение»

НМЦК Размер штрафа
не превышает 3 млн. рублей 10% НМЦК
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) 5% НМЦК
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) 1% НМЦК

Особенность: штрафы исчисляются в проценте не от цены контракта или его этапа, а от НМЦК.

Размер штрафов, если нарушенное обязательство не имеет стоимостного выражения

Чем выше цена контракта, темы выше штраф:

Цена контракта Размер штрафа
не превышает 3 млн. рублей 1 000 рублей
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей 5 000 рублей
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей 10 000 рублей
превышает 100 млн. рублей 100 000 рублей

Размер штрафов для заказчиков

Цена контракта Размер штрафа, руб.
не превышает 3 млн. рублей 1 000
от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно) 5 000
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно) 10 000
превышает 100 млн. рублей 100 000

Расчет пеней по 44-ФЗ максимально прост

Вам не понадобится особый калькулятор расчета пеней по 44-ФЗ. С 2017 года Постановление 1042 существенно сократило формулу для расчета пеней.

Чтобы рассчитать пени, надо от цены контракта вычесть в стоимостном выражении исполненные обязательства, умножить на 1/300, умножить на ключевую ставку ЦБ РФ и на количество дней просрочки (включая праздничные и выходные дни).

Советы заказчикам:

  1. Исчисляйте пени за каждый день просрочки обязательств. Выходные и праздничные дни также включайте в этот срок исчисления.
  2. Начинайте исчислять пени со следующего дня после даты, которая по контракту является датой исполнения обязательств.
  3. Рассчитывайте пени в размере 1/300 от ключевой ставки ЦБ РФ (до 2017 года применялась ставка рефинансирования ЦБ РФ). Берите значение ключевой ставки на день уплаты пеней, а не на день, когда вы поняли, что поставщик нарушил сроки.
  4. «Тело», на которое вы будете начислять пени, определяйте в зависимости от объема исполненных обязательств. В расчет берите не всю цену контракта, а уменьшайте эту цену пропорционально фактически исполненным обязательствам.

Пример и формула расчета пеней по 44-ФЗ

На вебинаре про ответственность и штрафы по 44-ФЗ эксперт Оксана Шипунова привела следующий пример расчета пеней:

Цена контракта (Цк) 1 200 000 руб.
Стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов (Ци) 800 000 руб.
Ключевая ставка на дату уплаты пени* 9% (условно)
Срок исполнения обязательства по контракту 270 дней
Количество дней просрочки 50 дней
* Ключевая ставка ЦБ РФ периодически снижается. Проверяйте значение ключевой ставки перед расчетом пеней
Формула Расчет Результат
К = 1/300 × ключевой ставки 1/300 × 9% 0,0003
П= (Цк-Ци) × К × Д (1 200 000 — 800 000) × 0,0003 × 50 6 000,00 руб.

Эксперт Оксана Шипунова на вебинаре в Школе электронных торгов отметила: «Система штрафов и пеней адекватна в текущей экономической ситуации и вполне защищает обе стороны контракта и дисциплинирует к добросовестному поведению».

Далее приведен ответ на вопрос про просрочку срока поставки одного из владельца Карты Школы электронных торгов.

Разбор практической ситуации

Вопрос:

Ответ эксперта Школы электронных торгов:

Для корректного ответа на ваш вопрос необходим анализ самого проекта контракта. Исходя из представленной формулировки вопроса, не вполне понятно несоответствие фактического исполнения условиям контракта. Если товар должен был быть поставлен в собранном виде, просрочка исполнения составит 20 дней.

Если срок поставки был определен контрактом, но при этом срок сборки товара был установлен отдельным условиям, то есть, например, «Товар должен быть поставлен в течение __ рабочих дней с даты заключения настоящего контракта. Поставщик обязан собрать товар в течение ___ рабочих дней со дня его вручения Покупателю», то в таких условиях в Вашем случае просрочка исполнения обязательства по поставке товара составит 10 дней, что касается обязательств по сборке товара, необходимо уточнить в какой срок с момента передачи товара, он должен был быть собран. Неустойку за просрочку сборки Вы посчитаете за соответствующее количество дней по контракту.

В обоих случаях мы сталкиваемся с просрочкой исполнения обязательств по контракту, в силу которого заказчиком взыскивается пени.

Оплата осуществляется в соответствии с условиями контракта. При этом необходимо учитывать положения ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ, в соответствии с которой срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Срок возврата обеспечения исполнения обязательств по контракту устанавливается в контракте и является его существенным условием. В контракте могло быть установлено условие об оплате по контракту за вычетом начисленных пени и штрафов (подробнее об этом см. Письмо ФАС России от 10.12.2015 № АЦ/70978/15; Постановление АС Поволжского округа № Ф06-5329/2015 по делу № А65-6437/2015, Постановление АС Уральского округа от 02.09.2015 № Ф09-5876/15 по делу № А60-53879/2014).

  • Заказчики, всегда ли вы исполняете обязанность начислить пени? Поставщики, как часто вам выставляют требования об уплате? Расскажите в комментариях к этой статье, с какими ситуациями по штрафам и пеням вы сталкивались на практике.

Размер штрафов на исполнителя или поставщика и правила их расчета

Рассмотрим, как изменился размер штрафов для исполнителей или поставщиков с принятием нового Правительственного Постановления. Если штрафные санкции начисляются в рамках закупок без ограничения круга участников, то они по прежним правилам устанавливались в следующем размере:

  • 10% при цене контракта до 3 млн р.;
  • 5% — от 3 до 50 млн р.;
  • 1% — от 50 до 100 млн р.;
  • 0,5% — от 100 млн р.

С сентября 2020 года было увеличено число ценовых диапазонов, на основании которых рассчитывают штраф. Теперь они начисляются следующим образом:

  • 10% — при НМЦК госконтракта или этапа до 3 млн р.;
  • 5% — от 3 до 50 млн р.;
  • 1% — от 50 до 100 млн р.;
  • 0,5% — от 100 до 500 млн р.;
  • 0,4% — от 500 млн р. до 1 млрд р.;
  • 0,3% — от 1 до 2 млрд р.;
  • 0,25% — от 2 до 5 млрд р.;
  • 0,2% — от 5 до 10 млрд р.;
  • 0,1% — при цене контракта свыше 10 млрд р.

В отношении закупок, в которых могут принять участие только представители малого бизнеса, раньше применялись две группы штрафов. Для контрактов до 3 млн р. – 10%, свыше – 5%. С 2020 года величина штрафов для НКО и представителей малого бизнеса уменьшилась:

  • 3% при цене контракта до 3 млн р.;
  • 2% — от 3 до 10 млн р.;
  • 1% — при цене от 10 до 20 млн р. (свыше 20 млн р. закупки среди малого бизнеса не проводятся).

Если заказчик должен был привлечь к исполнению заказа представителя малого бизнеса, но не сделал этого, то штраф для него составляет 5% от объема работ, который должен был выполнить субподрядчик.

Были введены штрафы для победителей в госзакупке на право заключить контракт.

  • 10% от НМЦК — если НМЦК до 3 млн р.;
  • 5% от НМЦК — от 3 млн до 50 млн р.
  • 1% от НМЦК — от 50 млн до 100 млн р.

Такая ситуация может возникнуть в ходе электронного аукциона, когда участники снизят цену госконтракта до 0,5% от НМЦК, и оператор ЭТП объявит торги на право заключения контракта. Предельная сумма такого контракта составляет 100 млн р.

Наказание за привлечение субподрядчика к тем работам по госконтракту, которые исполнитель должен был выполнить самостоятельно, осталось прежним – 5% от стоимости данных работ.

Если не было исполнено обязательство, стоимость которого не может быть высчитана, то штраф устанавливается в размере 1000 р. при цене контракта до 3 млн р., 5000 р. – от 3 до 50 млн р., 10000 р. – от 50 до 100 млн р., 100000 р. – свыше 100 млн р.

Для взыскания штрафных санкций заказчику следует написать исполнителю письменную претензию. Штрафы взыскиваются из суммы, которая подлежит к выплате подрядчику из обеспечения контракта либо из внесенного поставщиком исполнения по контракту (из банка, выдавшего банковскую гарантию за поставщика).

Поставщик имеет право оспорить штрафные санкции в судебном порядке. Например, если он не мог своевременно приступить к работам из-за отсутствия у него нужной документации от заказчика. Суд в ходе рассмотрения дела по существу освободит поставщика от штрафов, удовлетворит требования заказчика полностью или частично.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector