Защита прав пассажира

Требования закона при перевозке пассажиров в такси

Права и обязанности водителей и пассажиров такси были четко определены в нормативных актах бывшего Советского союза. Более подробно правила вписаны и в современное законодательство РФ. Несмотря на это, многие автомобилисты, в частности те, кто ранее не работали в таксопарках советского периода, практически не знают своих прав и обязанностей. Также и пассажиры нарушают регламент, выясняя нетактичное поведение водителей и другие нарушения через диспетчерские службы. Администрация налагает штрафы за обоснованные и необоснованные жалобы пассажиров, которые являются следствием незнания своих прав и обязанностей обеими сторонами: как клиентами, так и таксистами.

На сегодняшний день правила перевозки пассажиров в такси регламентируются Постановлением правительства РФ №112 от 14 февраля 2009 года. Согласно закону, основная задача таксомоторной транспортной службы – обеспечить комфортабельный и безопасный проезд пассажиров, а также багажа, за определенную плату. Водитель ТС может осуществлять перевозку только при наличии водительского удостоверения соответствующей категории. Помимо этого, при себе гражданин должен иметь: страховой полис ОСАГО, ПТС на авто и диагностическую карту, подтверждающую исправность автомобиля.

Помимо этого, такси должно быть оборудовано специальными указателями, такими как: «шашки», наименование фирмы и номер телефона диспетчерской службы. В салоне авто должны находиться средства безопасности, которые предусмотрены нормами ПДД (огнетушитель, дорожная аптечка).

Необходимые документы для перевозки граждан в такси:

  • лицензия на осуществление деятельности фирмы;
  • документ, подтверждающий принадлежность авто конкретному оператору таксомоторной службы;
  • карточка водителя, с указанием ФИО, должности, категории вождения ТС.

При желании, пассажир может потребовать предъявить эти документы. Также гражданин, перед поездкой вправе поинтересоваться о водительском стаже и медицинских показаниях.

Требования к безопасности на рабочем месте

На рабочем месте необходимо соблюдать правила безопасности:

  1. Использовать средства коллективной и индивидуальной защиты при неблагоприятных условиях труда.
  2. При возникновении ситуации, которая приводит к созданию угрозы для жизни или здоровья людей, обязательно сообщить начальству и действовать строго по инструкциям.
  3. В темное время обязательно нужно включать освещение салона автобуса и автомобильные фары.
  4. При возникновении возгораний или задымленности в автобусе, действовать строго по правилам пожарной безопасности, а в первую очередь нужно эвакуировать всех пассажиров.
  5. При нахождении в зоне ремонта, не совершать никаких действий без ведома и разрешения мастера.

Права пассажиров на железной дороге – что нужно знать

Путешествие поездом имеет свои прелести: кого-то успокаивает стук колес, кто-то пытается уединиться и сменить обстановку, кому-то нравится пить чай в граненом стакане. Мало кого приводит в восторг бегающая в 5 утра проводница, требующая срочно сдать белье. Как только вы приобретаете билет и становитесь пассажиром, вы автоматически вступаете в гражданско-правовые отношения с РЖД. Основные правила перевозки и обслуживания пассажиров железнодорожным транспортом: 

  1. Ваше спальное место. Если вы едите на нижней полке, днем имеете право потревожить попутчиков, которые не собираются заканчивать трапезу, занимая ваше законное место. Учтите, поднятие и опускание верхних полок — это прямая обязанность проводников. 
  1. Книга жалоб и предложений. Книга находится у начальника поезда и выдается по первому требованию пассажира. Если у вас есть какие-то замечания по работе персонала или вы готовы поделиться предложениями — не стесняйте, обращайтесь к руководству. Этот жест любую проводницу сделает милой и доброжелательной. 
  1. Сбор постельного белья. Как часто вы слышали звучный голос проводницы, которая требования срочно собрать белье и отнести к ней в купе? Правила транспортировки гласят, что доставка и сбор постельного белья за полчаса до прибытия — это прямая обязанность проводника. 

Поврежденный проездной билет

Если вы потеряли билет или у вас его украли, ж/д не восстанавливает документ, но, если вы по неосторожности постирали или порвали документ — обратитесь в кассу, предоставьте паспорт и напишите заявление на имя начальника станции. Билет с пометкой «Восстановлено» будет вам предоставлен кассиром. 

  1. Комфорт и удобство. Если в вагоне есть дебоширы, неадекватные попутчики или индивидуумы в нетрезвом состоянии, вы вправе потребовать высадить с поезда тех, кто нарушает ваше спокойствие. 
  1. Пассажир отстал от поезда. Необходимо срочно обратиться к начальнику станции. По протоколу в известность ставится начальник следующей станции, который получает вещи по акту описи. По правилам опоздавшему предоставляется возможность бесплатно добраться к тому пункту, где будут находиться его вещи и билет. 

Пассажиры имеют право бесплатно пользоваться розетками для подзарядки смартфона. Даже если вы не купили чай, проводник должен по просьбе дать вам ложку и стакан. 

Если в вагоне температура выше 26 градусов, пишете жалобу на имя начальника поезда, чтобы вам предоставили место с рабочим кондиционером — это обязательная услуга, которая входит в стоимость билета. 

Кто несет ответственность за вред здоровью пассажира

Согласно статье 1079 ГК РФ, ответственность за причиненный вред здоровью пострадавшего несет владелец источника повышенной опасности, то есть в данном случае это владелец авто, виновный в аварии.

Согласно статье 12 Закона об ОСАГО (ФЗ №40 от 25.04.2002), виновник ДТП обязан уплатить пострадавшему:

  • непосредственно за вред здоровью;
  • сумму потерянного заработка за период лечения и восстановления;
  • затраты на прохождение лечения.

Кроме того, с виновника можно удержать средства за моральный ущерб.

Так как все водители в РФ обязаны иметь страховку ОСАГО (статья 4 ФЗ №40), возмещение средств пострадавшим производится за счет страховой компании виновника аварии. Если же водитель не застрахован, компенсацию можно востребовать через суд.

Согласно статье 7 ФЗ №40, максимальная страховая сумма по возмещению вреда здоровью по ОСАГО – 500 тысяч рублей. Страховая выплата делится на две части: первую можно получить уже в течение первых двадцати дней после ДТП, а вторую после установления степени тяжести вреда здоровью.

Первая часть выплат рассчитывается в процентном соотношении (то есть от максимально возможных 500 тысяч рублей) в зависимости от полученных травм, согласно таблице, приведенной в Постановлении Правительства РФ №1164 от 15.11.2012. Так, например, за сотрясение мозга в зависимости от тяжести выплачивают от 3 до 25%, за перелом руки – от 3 до 20%.

Вторая часть выплат производится после того, как было произведено установление степени тяжести вреда здоровью, и включает в себя оплату платных медицинских услуг пострадавшим, лекарственных средств, возмещение утраченной заработной платы. От степени установленной тяжести зависит сумма выплат за утраченную заработную плату: так, при легкой травме лечение обычно составляет не более 21 дня, при средней – 120 дней, при тяжком вреде – срок не установлен (для расчета среднедневной размер заработной платы умножается на количество дней лечения).

Для получения второй части компенсации пострадавший уже должен иметь на руках результаты судебно-медицинской экспертизы и постановление суда об административном правонарушении.

Следует отметить, что оплата второй части за медикаменты и лечение происходит, только если сумма расходов превышает ранее уплаченную сумму по тарифной сетке.

Приведем пример: пострадавшему в первой части выплатили 25 тысяч рублей, а документально обоснованных трат за медуслуги и лекарства он предоставил только на 21 тысячу рублей, соответственно, во второй части выплат он получит компенсацию только за утраченную заработную плату (если же пострадавший, например, предоставил бы сведения о потраченных 29 тысячах рублей, он получил бы еще 4 тысячи рублей).

Общие положения

1.1. Водитель автобуса относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность водителя автобуса принимается лицо, имеющее среднее общее образование, право на управление автомобилем категории и стаж вождения не менее лет.

1.3. Водитель автобуса назначается на должность и освобождается от нее приказом .

1.4. Водитель автобуса должен знать:

— устройство и правила технической эксплуатации автобуса, технические характеристики автобуса, нормы расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, принцип работы основных агрегатов и систем автобуса, способы определения и устранения неисправностей;

— правила дорожного движения;

— схему маршрута, особенности и опасные участки маршрута;

— порядок вызова техпомощи, подачи заявки на ремонт и оформления возврата автобуса в парк по техническим отказам;

— порядок работы с микрофоном, перечень обязательных объявлений;

— действующие формы оплаты проезда в наземном городском пассажирском транспорте общего пользования;

— способы связи с оперативным персоналом службы движения и работниками парка;

— порядок оформления путевых листов, билетно-учётных документов;

— особенности эксплуатации автобуса в осенне-зимних условиях;

— памятку водителя транспортного средства по предупреждению террористических актов на подвижном составе;

— влияние погодных условий на безопасность вождения транспортного средства;

— способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

— сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра;

— основы трудового законодательства;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

— правила пользования средствами индивидуальной защиты;

— приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.

Правила заказных перевозок пассажиров автобусами

Основное требование к перевозчикам, осуществляющим пассажирские рейсы – безопасность всех участников дорожного движения, включая людей и багаж, находящийся в салоне. Это регламентирует законодательство РФ: ФЗ № 196 от 10.12.1995 г. с ред. 26.07.2017 г.

Сами правила перевозки утверждены Постановлением РФ № 112 от 14.02.2009 г. с ред. 28.04.2015 г. Основные требования предъявляются к самому транспортному средству (ТС) и его исправности.

Он должен содержать:

  1. Сведения о заинтересованных сторонах, подписывающих документ.
  2. Тип ТС, их количество.
  3. Маршрут движения и место отправления.
  4. Определение пассажиров для перевозки.
  5. Сроки выполнения услуги.
  6. Сумму для оплаты поездки.
  7. Порядок допуска людей в ТС соответственно кругу лиц.

Если нет необходимости в выполнении систематических рейсов, может быть оформлен заказ-нарядка для перевозки пассажиров и багажа. Форма для оформления не имеет стандартного вида.

Согласно терминологии в соглашении, их значения следующие:

  1. Фрахтовщик – лицо, берущее на себя обязанность выполнения платной услуги , он же перевозчик.
  2. Фрахтователь – лицо, заказывающее услугу перевозки пассажиров, груза.

Правила транспортировки людей в заказных автобусах от проезда в обычных рейсовых отличаются для самих пассажиров только четко спланированным маршрутом под их задачи. Для перевозчика изменяется документальная часть.

В остальном, он должен обеспечить безопасность, что зависит от водителя, состояния транспортного средства, а также требований, которые приведены ниже. Особое отношение для заказных автобусов, перевозящих детей. Здесь правила строже, как и особенности документального оформления, обязательно наличие сопровождающих.

Перечислим главные отличительные черты того, что требуется при перевозке несовершеннолетних:

  1. По новым правилам автобус должен быть не старше 10 лет, а на его стеклах должны крепиться отличительные знаки в красных рамках, указывающие на категорию пассажиров.
  2. В зависимости от расстояния определяется класс автобуса. Для дальних поездок используются ТС повышенной комфортности.
  3. Если поездка организованной группы детей будет длиться больше 12 часов, обязательно должен быть медик.
  4. При наличии 3 автобусов и более заказывается машина сопровождения.
  5. Обязательно подать уведомление в ГИБДД для получения разрешения и согласования маршрута движения. Документы для этого, списки сопровождающих и детей передаются для утверждения заранее.
  6. Существуют ограничения на время проезда и длительность. Так, в ночное время, после 23.00 разрешено ездить только на вокзал для пересадки на другой транспорт или с целью встречи детей по приезду. В крайних случаях расстояние должно быть 50 км, после чего обязательна остановка.
  7. Водитель обязан проходить предрейсовый инструктаж о правилах перевозки несовершеннолетних.
  8. При поездке больше, чем 16 часов требуется 2 водителя, которые обязаны сменять друг друга через 8 часов.
  9. Нельзя оставлять ТС с детьми, превышать скорость 60 км/час. Ехать рекомендовано в светлое время суток.

Административная

Водитель, управляющий автобусом, который не прошел техосмотр будет привлечен к административной ответственности в виде штрафа на сумму от 500 до 800 рублей.

А вот фирмам придется заплатить 50 тыс. Если у водителя при себе не будет документов, подтверждающий оформленное право на осуществление деятельности, то размер наказания увеличивается до 5000 рублей, в соответствии с ч. 2.1 ст. 12.3 КоАП.

В кодексе есть отдельная статья, определяющая наказание за неправомерную перевозку пассажиров.

Она определяет меру ответственности за неиспользование ремней безопасности, за несоответствующую правилам организацию перевозки детей, не соответствующую квалификацию водителя и отсутствие необходимых документов.

Водителям придется отдать 3 тыс. рублей, сотрудникам — 25 тыс., а фирмам — 100 тыс. Еще больший штраф, предусмотрен за передвижение автобусов с детьми в ночное время. Водитель, в лучшем случае, может отделаться штрафом в 5000 рублей, нормой предусмотрено также и лишение прав на срок до полугода. Должностные лица заплатят 50 тыс, а юр. фирмы — 200 тыс. рублей.

Ответственность для должностных лиц и фирм за ряд правонарушений в области допуска несоответствующих законодательству транспорта или водителя к работе предусмотрена ст. 12.31—12.32.

Если должностное лицо отправило в рейс неисправное ТС, то его привлекают к административной ответственности в виде штрафа 5000-8000 рублей.

Если эта неисправность представляет собой не соответствующие ГОСТУ световые приборы, установленные спереди, то такие сотрудники заплатят 15-20 тыс. рублей, а фирмы — 50 тыс.

Если сотрудники фирмы, выпустили водителя, который не подходит под требования, предъявляемые законом, то они наказываются штрафом 20 тыс., а юр. фирмы — 100 тыс.

Если на фирме нарушаются правила прохождения водителями осмотра их состояния здоровья, причем, как перед началом пути, так и после его завершения, или правила проверки технического состояния самого ТС, то такое упущение будет наказываться в 30 тыс.

Если не выполняются требования, придерживаться которых необходимо для осуществления безопасных перевозок, то ответственность наступает по ст. 11.15.1 КоАП. Для юридических лиц это штраф до 100 тыс. рублей.

Если фирма будет привлекаться повторно, то платить уже придется 200 тыс., возможно даже приостановление работы на срок до 3 месяцев. А если будет установлено, что данное правонарушение совершено умышленно, то штраф возрастет до 500 тыс. рублей.

Минздрав предупреждает…

А вот можно ли взрослым пассажирам употреблять спиртное на борту самолета? Закон это не запрещает. Но нельзя напиваться «в стельку» – состояние опьянения, оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность, карается штрафом (от 500 до 1 тыс. руб.) или административным арестом до 15 суток (). Однако последствия могут быть и более серьезными – командир экипажа вправе высадить пьяного дебошира, а его билет теряет силу (, ). Более того, если из-за поведения пьяного пассажира, угрожающего безопасности полета, пришлось вынужденно сесть в другом аэропорту (или даже вернуться), а решение об этом принимает единолично командир экипажа (подп. 1 п. 1 ст. 58 Воздушного кодекса РФ, ), то виновник в последующем будет вынужден оплатить все понесенные авиакомпанией расходы (то есть на топливо, обслуживание, дополнительное питание пассажирам и т.п., а также репутационный ущерб) (см. например, апелляционное определение Московского городского суда от 24 июля 2014 г. № 33-29639/14). Если из-за задержки рейса пострадают другие пассажиры (например, не успеют на свой следующий стыковочный), дебошир оплатит и их расходы (решение Мишкинского райсуда Республики Башкортостан от 1 октября 2014 г. по делу № 2-748/2014).

Регламент поведения пассажиров .

Сначала попробуем выяснить , кто является пассажиром . Согласно установленным ПДД

им является участник дорожного движения , находящийся в автотранспорте либо ином средстве передвижения , включая входящих или выходящих из него людей . Необходимо учесть , что не в тот отрезок времени , когда человек занял свое место в транспорте , а в момент принятия решения осуществить это и направление его к дверце транспорта . Обязательному поведению пассажиров посвящен раздел 5 Правил дорожного движения . Количество этих предписаний не такое значительное , однако , знают и неукоснительно следуют им далеко не все пассажиры . Прежде всего , пассажир обязан пристегнуться ремнями безопасности в автосредствах , имеющих их . Совершающий передвижение на мотоцикле должен надеть и застегнуть мотошлем . Если нарушить любое из этих предписаний , можно получить серьезные повреждения даже при незначительной аварии . Пристегнуться ремнями безопасности — одна из главных обязанностей пассажира . Штрафные санкции за нарушение этого обязательства накладывается как на водителя , так и на пассажира , нарушившего его . Помимо этого , пассажиру запрещено :

Однако это не отрицает права капитана отрицать посадку. Собаки, классифицированные в соответствии с соответствующими законами и правилами, как опасные, не допускаются на борту. бортовой персонал может налагать определенные ограничения. Домашние животные не разрешены в ресторане. Отгрузочной компании может потребоваться действительная сертификация для вакцинации и здоровья менее 3 месяцев.

Ответственность и особые обязанности пассажира

Собаки должны находиться на поводке и должны носить морду.: запрещено оставлять животных в машине. Пассажир несет ответственность за любой ущерб, нанесенный судну его оборудованию и средствам, другим пассажирам, экипажу, временным работникам и третьим лицам, вызванным им или лицами или домашними животными, находящимися под его наблюдением. Категорически запрещается носить оружие или опасные материалы, такие как взрывчатые вещества, газ, бензин или другие легковоспламеняющиеся вещества. При бронировании или покупке билета пассажир должен уведомить перевозчика о вероятности того, что транспортное средство будет перевозить жидкий газ.

  1. Отвлекать водителя от управления транспортным средством . Далеко не все пассажиры осведомлены об этом правиле и соблюдают его . Сомнительно , что существуют пассажиры , сидящие в транспорте во время движения спокойно и молча . Обычно считается за правило развлечение водителя разговорами в процессе поездки . Тем не менее , несмотря на запрет , предписанный законодательством нашей страны в правилах , доказать причастность пассажира к ДТП обычно не удается даже тогда , когда его деятельность помешает водителю правильно управлять машиной и спровоцируют создание аварийной ситуации . Естественно , мы не имеем в виду случай , если пассажир сознательно выхватывает руль управления автомобилем , провоцируя ДТП .
  2. Открывать двери автомобиля в процессе его движения .
  3. Стоять , сидеть на ограждениях или поверх бортиков , будучи в кузове грузового транспорта во время его передвижения .

Ответственность

Водитель несет ответственность:

  1. За нарушение трудового распорядка, за опоздание на работу, не выход на нее.
  2. За подвергание пассажиров и пешеходов опасности. А также за грубое обращение с ними без ведомой на то причины.
  3. За несоблюдение графика времени остановок или несоблюдение маршрута.
  4. За несоответствие денежных средств на конец смены и проданных билетов, при отсутствии кондуктора.
  5. За перерасход топлива, использование транспорта в своих личных целях.
  6. За работу без водительского удостоверения.
  7. За неправильное оформление или отсутствие сдачи отчетной документации.
  8. За нарушение правил безопасности и нарушение правил дорожного движения.
  9. За ненадлежащее выполнение своих рабочих обязанностей или полный отказ от них.
  10. За возврат транспортного средства на стоянку без причин, в неположенное для этого время.
  11. За совершение всех действия того лица, которое находилось в кабине водителя или на его рабочем месте. Кроме уполномоченных на это лиц.

Глава 22 ПДД — Правила перевозки пассажиров автомобильным транспортом

Правилам перевозки пассажиров в ПДД отводится особое внимание, поскольку автомобиль всегда считался источником повышенной опасности. В этот раздел периодически вносятся изменения, особенно если возрастает смертность пассажиров в ДТП по тем или иным причинам

Требования, действующие при перевозке пассажиров, указаны в пункте 22 Правил.

Высадка и посадка пассажиров

Водителю ТС следует производить высадку и посадку пассажиров лишь после полной остановки автомобиля. Начало движения допустимо только при полностью закрытых дверях.

Данное правило обязательно к исполнению, однако далеко не все водители его соблюдают, трогаясь с места еще тогда, когда пассажирская дверь транспортного средства открыта.

В данной ситуации идет нарушение не одного правила, поскольку до начала движения водитель ТС и пассажиры обязаны пристегнуться.

Перевозка пассажиров в легковом автомобиле

Пунктом 22.8 ПДД установлены следующие ограничения:

  • в любых типах ТС, за исключением перевозок пассажиров в кузове-фургоне или кузове грузового транспортного авто с бортовой платформой, запрещается перевозка пассажиров вне кабины или дополнительных конструкций для мотоциклов;
  • недопустима перевозка людей в количестве, превышающем допустимые характеристиками нормы.

На первый пункт некоторые водители периодически закрывают глаза, провозя людей не только в кабине автомобиля, но и на капотах, в багажнике, на крыше ТС. При этом стоит учитывать, что вина за гибель пассажиров в случае их смерти будет ложиться только на водителя, не позаботившегося об обеспечении их безопасности.

Штраф за нарушение правил перевозки пассажиров 1000 рублей.

Для исполнения второго пункта предусматривается ограниченное количество сидений в случае легковых автомобилей или ограничение по техническим характеристикам для крупногабаритного общественного транспорта, например автобусов, троллейбусов или трамваев.

За перевозку дополнительного человека в автомобиле предусмотрен штраф в размере 500 рублей в соответствии со статьей 12.23 КоАП. Также инспектор в праве выписать дополнительный штраф за провоз пассажира без использования ремня безопасности.

Нарушение правила перевозки пассажиров может наблюдаться при ситуации, когда в автомобиле 6 человек вместо 5, и для шестого не предусмотрено ремня безопасности, значит он не сможет воспользоваться защитой.

Правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров

С января 2012 года ремни безопасности обязательны для всех типов транспортных средств.

В соответствии с пунктом 2.1.2 ПДД, водители обязаны перевозить своих пассажиров с использованием защитных ремней, а при наличии не пристегнутого пассажира не начинать движение.

В случае, когда осуществляется перевозка детей в возрасте менее 12 лет, водителю требуется установить в салоне специальное удерживающее устройство, которое сможет надежно зафиксировать маленького пассажира.

На переднем сиденье можно перевозить ребенка только с использованием детского кресла. В то же время, запрещается перевозить ребенка на заднем сиденье мотоцикла.

Правила перевозки людей в кузове грузового автомобиля

В кузове грузовой машины пассажиры могут перевозиться только тем водителем, который в течение 3-х лет и более имеет ВУ категории С или подкатегории С1.

Если же в кузове грузовика провозится более 8, но не более 16 человек с учетом водителя и пассажиров в кабине, то водитель обязан иметь категорию В или подкатегорию D1.

В случае провоза более 16 человек с учетом водителя и пассажиров внутри кабины требуется только категория D.

Что касается грузовика с кузовом с бортовой платформой, то при специальном оборудовании разрешается провозить взрослых. Провозка детей запрещена. Если же бортовая платформа не оборудована для перевозок пассажиров, то проезд в таком кузове допустим только лицам, сопровождающим груз или едущих получать последний. Но тогда требуется наличие оборудованного сидения ниже, чем уровень бортов.

  • В кузове грузового авто не должно провозиться больше человек, чем допустимо по техническим характеристикам либо в большем количестве, чем имеется сидений.
  • Перед началом движения водитель грузовика обязан провести инструктаж пассажиров о правилах проведения посадки, высадки, размещения и поведения в кузове.

Правила перевозки пассажиров в автобусах

Проводить организованные перевозки детей разрешается только в специальных автобусах, на которых имеются опознавательные знаки «Перевозка детей».

Водителю следует помнить, что жизнь и здоровье его пассажиров должен обеспечивать он сам, поскольку именно на него ложится данная ответственность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector