Статья 29.6. сроки рассмотрения дела об административном правонарушении

Правовое регулирование

Общие принципы судебного производства устанавливаются законодательством «О судебной системе в России». Основное же правовое регулирование этой категории дел производится посредством применения норм КоАП. Он устанавливает главные процессуальные правила, виды санкций, составы правонарушений, а также иные моменты, имеющие значение для судебного разбирательства.

Порядок привлечения предпринимателей к административной ответственности определяются АПК России (ст. 202)

При возникновении противоречий, следует обратить внимание на п. 18 Постановления Пленума ВАС от 09.12.2002 года №11

Последствия пропуска срока

Любое нарушение процессуальных сроков является основанием для подачи жалобы участниками процесса. Последствия рассмотрения жалобы могут существенно отличаться в следующих случаях:

  • при нарушении сроков составления протокола, документ может быть отменен вышестоящим должностным лицом или судом;
  • если судебное постановление было вынесено с нарушением двух- или трехмесячного срока, оно подлежит отмене вышестоящей инстанцией или возвращению для повторного рассмотрения (если не истек общий срок привлечения к ответственности);
  • если нарушение периода для разбирательства привело к пропуску срока давности по КоАП РФ, дело подлежит прекращению без возможности продления или восстановления.

Прекращение дел в связи с истечением срока давности является законным вариантом защиты. При затягивании времени на оформление протокола имеет значение момент обнаружения проступка, так как именно с этой даты происходит исчисление всех сроков.

Однако возможна и обратная ситуация – если проступок был выявлен спустя значительный период времени, фактическое привлечение к ответственности может состояться спустя годы после нарушения.

Исключающие обстоятельства

Нередко судебные заседания заканчиваются вынесением постановления о самоотводе. Немалую роль в этом играют исключающие обстоятельства. Судья, члены коллегии, различные должностные лица не имеют возможности продолжить рассмотрение дела в случае обнаружения фактов следующего характера:

  • наличие косвенного, прямого или личного интереса в разрешении дела;
  • судья или какой-то работник судебного органа является родственником ответчика.

Как только представленные обстоятельства были обнаружены, дело передается в другую инстанцию. Сам судья или какое-то из должностных лиц принимают решение об отводе от дела.

Сроки составления протокола

Выявление фактов нарушений закона входит в компетенцию должностных лиц и уполномоченных ведомств, перечисленных в КоАП РФ. Например, в ГИБДД составляются протоколы о нарушениях правил движения или эксплуатации автотранспорта. Должностным лицом Госземконтроля будут оформляться документа о самозахвате участка, и т.д.

Составить протокол нужно сразу после выявления нарушений. Если нарушитель выявлен, протокол оформляется в его присутствии, с обязательным предоставлением права на дачу пояснений и возражений.

В исключительных случаях, для оформления документа дается не более двух суток – если нужно установить дополнительные обстоятельства проступка, собрать сведения о нарушителе.

Сразу после оформления протокола, административный материал направляется для рассмотрения в уполномоченный орган. Сроки разбирательства будут зависеть от следующих факторов:

  • от характера нарушения;
  • от статуса должностного лица или уполномоченного органа, в чьи полномочия входит назначение санкций;
  • от перечня возможных видов наказания.

При рассмотрении дела нужно учитывать и общий срок давности привлечения к ответственности. В большинстве случаев он не превышает одного года с момента выявления проступка. По отдельным составам КоАП РФ этот срок может составлять до трех лет.

Комментарий к статье 29.6. КоАП РФ:

1. В качестве общего правила для всех субъектов административной юрисдикции, кроме судей, срок рассмотрения дела установлен продолжительностью 15 дней. Этот срок исчисляется со дня получения органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Федеральным законом от 30 апреля 2010 г. N 69-ФЗ в связи с принятием Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» был установлен специально для судебного рассмотрения дел об административных правонарушениях двухмесячный срок со дня получения судьей, правомочным рассматривать дело, протокола и других материалов дела.

В течение установленного срока осуществляется подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении, в ходе которой выясняются необходимые вопросы, непосредственно связанные с рассмотрением дела (см. комментарий к ст. 29.1). При подготовке к рассмотрению дела принимаются различные решения процессуального характера, выносимые в форме определений, либо выносится постановление о прекращении производства по делу.

2. Срок рассмотрения дела может быть продлен органом, должностным лицом, рассматривающим дело. Продолжительность срока такого продления не может превышать одного месяца, что соответствует положениям Кодекса, устанавливающим давность привлечения к административной ответственности (см. комментарий к ст. 4.5).

Решение о продлении срока рассмотрения дела может быть принято в случае получения ходатайств от участников производства по делу. Так, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевший, законный представитель физического лица, законный представитель юридического лица вправе заявить ходатайство об отложении рассмотрения дела (см. комментарий к ст. ст. 25.1 — 25.4).

Аналогичное решение может быть принято и по инициативе самого субъекта (судьи, органа, должностного лица), уполномоченного рассматривать дело, в случае необходимости дополнительного выяснения обстоятельств дела.

Решение о продлении срока рассмотрения дела должно быть мотивированным. Оно выносится в виде определения.

3. Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2007 г. N 52 «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2008. N 2) возможно продление только сроков, предусмотренных в ч. 1 комментируемой статьи. Продление сокращенных сроков рассмотрения дел недопустимо.

4. Для рассмотрения дел об административных правонарушениях в области законодательства о выборах и референдумах установлен сокращенный срок продолжительностью пять дней. Он исчисляется аналогично тому, как предусмотрено ч. 1 настоящей статьи. Однако в отличие от общего правила продление данного срока не допускается.

5. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного ареста либо административного выдворения, должно быть рассмотрено в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В отношении лица, подвергнутого административному задержанию, дело должно быть рассмотрено не позднее 48 часов с момента его задержания. Дело в том, что согласно ч. 3 ст. 27.5 Кодекса, соответствующей ст. 22 Конституции РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов (см. комментарий к ст. 27.5). Аналогичное требование касается и рассмотрения дела о правонарушении, влекущем назначение административного выдворения (см. ч. 4 комментируемой статьи).

6. Дело об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрено наказание в виде административного приостановления деятельности и применен временный запрет деятельности (см. комментарий к ст. 27.16), рассматривается не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а равно эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности, что имеет непосредственное отношение к исполнению данного вида наказания (см. комментарий к ст. 32.12).

Помощь адвоката по административному производству в Екатеринбурге

   Лицу, для которого юриспруденции, законы и все, что с этим связано, является малознакомым, в случае административного производства лучше обратиться к адвокату. Как не рекомендуют заниматься самолечением, также и мы не рекомендуем иногда самостоятельно предпринимать какие-либо действия в рамках административного дела.

Наши адвокаты Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры», всегда готовы оказать конкретные услуги доверителю, а именно:

  1. проконсультировать с учетом обстоятельств административного правонарушения
  2. изучить документы на предмет правильности их составления, истечения сроков давности, возможности прекращения производства по делу
  3. подготовить возражения на привлечение к ответственности
  4. подготовить жалобу на постановление о привлечении к ответственности
  5. представлять интересы доверителя в органах и в суде
  6. оказать иные юридические услуги в административном деле

Читайте еще о работе нашего административного адвоката в части Вашей защиты:

Не допустим лишение водительских прав в рамках Вашей защиты

С нами спаривание штрафов в срок

Автор статьи: адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди

Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас

Как проходит рассмотрение дела об административном правонарушении

Местом рассмотрения дела в большинстве случаев является место совершения административного правонарушения. Исключения устанавливает статья 29.5 КоАП РФ. Лицо, в отношении которого составлен протокол, всегда может просить о передаче дела по месту своего жительства. Учтите, что это время приостанавливает срок давности привлечения к административной ответственности. Специально затягивать, рассчитывая, что срок истечет, не имеет смысла. Но иногда такой способ помогает. Например, человек знает о грядущих изменениях законодательства РФ. И что вскоре его поступок перестанет считаться правонарушением. Так было с изменением допустимой концентрации алкоголя в крови (с 0 до 0,16). И лицо, у которого органы ГИБДД выявили, допустим, 0,10 промилле в крови, намеренно подавало ходатайство о передаче дела по месту своего жительства. Закон принимали за это время. И дело подлежало прекращению.

До начала рассмотрения дела участвующие в нем лица извещаются о времени и месте. Чтобы иметь возможность присутствовать. А, значит, и защитить свои права. Нарушение правил о надлежащем извещении – основание отмены постановления по делу. Уведомление должно быть заблаговременным. Но простое неполучение письма не станет ненадлежащим уведомлением. Должны быть реальные причины, по которым лицо не знало или не имело возможности узнать о дате рассмотрения дела. Командировка, болезнь, отпуск и т.п.

Затем рассматривающее дело лицо оглашает протокол и иные материалы дела. Обязательно заслушивают нарушителя, иных участников дела. Орган, составивший протокол, участником дела не является. Однако его должностные лица могут быть приглашены в качестве свидетеля. Иначе их не должны допустить на рассмотрение дела. Весь процесс записывается в протокол о рассмотрении дела.

После окончания рассмотрения дела уполномоченный орган либо выносит постановление о привлечении к ответственности и назначении наказания, либо о прекращении дела.

Прекращение производства по административному делу

   В ч.1.1. ст. 29.9. КоАП РФ указан исчерпывающий перечень оснований для прекращения производства по делу, а именно:

  • если имеется хоть одно обстоятельство, предусмотренное ст. 24.5. КоАП РФ, т.е. отсутствует событие правонарушения, не имеется состава, если лицо действовало в состоянии крайней необходимости, если издан акт об амнистии, истек срок давности для привлечения к ответственности и др.
  • если лицу объявлено устное замечание в соответствии со ст. 2.9. КоАП РФ, т.е. когда из-за малозначительности совершенного деяния лицо освобождается от ответственности
  • если в действиях (бездействии) лица имеются признаки преступления, дело прекращается и материалы передаются прокурору или в следственные органы
  • по определенным статьям лицо может быть освобождено от ответственности с учетом примечаний к соответствующим статьям, например, если лицо добровольно сдало наркотики. Перечень статей приведен в п.4 ч.1 ст. 29.9. КоАП РФ.

Сущность и виды административного процесса

Юридический процесс – урегулированная правовыми нормами совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления деятельности следственных, административных и судебных органов.

Административный процесс – совокупность административно-процессуальных норм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

  • разновидность юридического процесса;
  • представляет собой разновидность властной деятельности субъектов государственного управления;
  • обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права;
  • целью процесса является достижение определенных юридических результатов и разрешения управленческих дел;
  • результаты административного процесса (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах);
  • регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права;
  • обладает определенным строением.

Принципы административного процесса – основополагающие идеи, общие начала, лежащие в основе административного процесса и раскрывающие его сущность:

  • принцип законности;
  • принцип процессуального равенства означает равенство сторон независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения;
  • принцип материальной истины – решение, принятое в рамках административного процесса, должно основываться на тщательном изучении всех условий и обстоятельств управленческого дела, а также состязательности в ходе его рассмотрения;
  • принцип доступности выражается в беспрепятственной возможности каждой из сторон участвовать во всех стадиях процесса в соответствии с имеющимся процессуальным статусом;
  • принцип гласности – административный процесс строится на публичных началах, дающих возможность гражданам получить информацию о его ходе и принятых решениях, исключение составляет информация, отнесенная к государственной тайне, а также сведения об интимных сторонах жизни участников процесса;
  • принцип национального языка. Участники процесса, не владеющие языком, на котором он отправляется, обеспечиваются услугами переводчика;
  • принцип быстроты (оперативности) – административный процесс должен отправляться в возможно короткие сроки в рамках, определенных законом;
  • принцип экономичности – административный процесс должен быть организован таким образом, чтобы свести к минимуму затраты по его отправлению;
  • принцип ответственности органов государственного управления и их должностных лиц за ненадлежащее исполнение процесса – органы государственного управления и должностные лица несут установленную законом ответственность за нарушение административно-процессуальных норм, проявленный при этом бюрократизм и волокиту.

Стадии административного процесса:

  • анализ ситуации (фиксация информации в виде протоколов, справок, схем, отчетов);
  • принятие решения (приказ, постановление, инструкции);
  • исполнение решения.

Порядок

Порядок состоит из трех шагов:

  1. Сбор материалов.
  2. Процесс рассмотрения.
  3. Вынесения вердикта.

Рассматривать дело могут:

  1. Мировые судьи.
  2. Комиссия по несовершеннолетним.
  3. Комиссия по защите прав несовершеннолетних.
  4. Федеральные органы.
  5. Органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.
  6. Надзорные и контролирующие государственные органы.

Протокол

Протокол в обязательном порядке составляется под надзором коллегии.

Документ должен включать в себя следующую информацию:

  1. Место и дату проведения рассмотрения дела.
  2. Состав коллегии.
  3. Данные нарушения.
  4. Данные о явке лиц.
  5. Прошения, ходатайства.
  6. Показания участников дела.
  7. Бумаги, на основании которых составлялось дело.

В завершение протокола он должен быть подписан председателем и секретарем коллегии.

Стадия расследования

Рассмотрение дела позволяет объективно оценить действия и применить подходящие меры к человеку, в отношении которого ведется производство.

Порядок регулируется статьями 7-13 главы 29 КоАП РФ.

  • Все участники извещаются о требовании присутствия в арбитражном суде.
  • При явке каждый участник получает разъяснение относительно своих прав и обязанностей, после чего рассматриваются прошения.
  • Если не имеется препятствия, оглашается протокол о нарушении или другие материалы дела.
  • Далее выслушиваются позиции каждой из сторон, заключения экспертов для квалификации проступка.

Важно помнить!

Когда дело рассматривается коллегией, потребуется составлять протокол. Решение будет принято на основании большинства голосов, после чего документ заверяется подписью судьи или должностного лица.

Определение об отложении

Отложение допускается на основании ходатайства и по результатам рассмотрения.

Направляется на рассмотрение судье, который принимает решение о принятии или отклонении заявления.

Подведомственность

Подведомственность составляется, когда дело направлено на рассмотрение судье, который не в компетенции рассматривать его. Передача по этой причине осуществляется согласно ст. 29.5 КоАП РФ.

В отсутствии лица

Когда причиной отложения является неявка одного из лиц без уважительной на то причины, а без этого участника невозможно объективно получить полноценную картину дела, то составляется определение о приводе.

Основания для возбуждения

Лицо (не важно, гражданин или субъект предпринимательской деятельности) можно привлечь к административной ответственности при существовании некоторых оснований:

  • юридическое – закон прямо устанавливает возможность такой ответственности за деяние;
  • фактическое – имеется конкретное противоправное действие, которое содержит все признаки правонарушения.
  • процессуальное – составленный уполномоченным должностным лицом протокол.

Первые два пункта предельно очевидны, так как отсутствие правовой ситуации, противоречащей закону и фактического совершения правонарушения, сразу приведёт и к отсутствию противоправного деяния как такового. С процессуальным основанием немного сложнее.

Для начала рассмотрения дела нужно, чтобы действие или бездействие лица кто-то зафиксировал и вынес соответствующий акт. Даже в случае с привлечением к ответственности предпринимателя либо компании пункт 2 статьи 202 прямо предусматривает, что должностное лицо, обладающее правом составлять протокол за конкретное правонарушение, должно обратиться с соответствующим исков в суд.

Сроки давности

Если, к примеру, по уголовным делам предусмотрены достаточно длительные сроки привлечения к ответственности, то в административном праве они максимально короткие.

По основным делам постановление соответствующим органом или судом выносится не позднее двухмесячного срока после совершения проступка. В случае нарушения налогового или антимонопольного законодательства, законов, связанных с таможенным или валютным регулированием, закона о рекламной деятельности или о защите прав потребителей, а также в некоторых других областях привлечь к ответственности могут не позднее года после обнаружения правонарушения.

Таким образом, для основных видов административных дел предусмотрен общий срок проведения процесса и вынесения постановления, равный 15 дням. Максимум, на что может рассчитывать одна из заинтересованных сторон, — это 2 месяца с момента поступления документов для рассмотрения. Нарушение сроков можно обжаловать в вышестоящий орган.

Рассмотрение жалобы по делу

При условии, что вы не согласны с результатами рассмотрения дела упомянутой нами категории, имеется законная возможность подать на них жалобу. Согласно действующим правилам, подача данного оспаривающего документа должна быть осуществлена в течение десяти суток с того момента, как несогласное лицо получило копию постановления.

Обжаловать неудовлетворительное для вас решение можно

Если так получилось, что данный срок был пропущен, вы сможете его восстановить, подав ходатайство соответствующего содержания, одновременно приложив к нему составленную ранее жалобу.

При условии, что вы претендуете на обжалование постановления, которое было вынесено ранее мировым судьей, ходатайство по поводу повторного предоставления вам срока на обжалование должен рассматривать глава районного суда. Если же подача жалобы осуществляется на постановление районного судьи, тогда ходатайство вы должны подать в суд вышестоящий, то есть:

  • краевой;
  • областной и т.д.

Что касается самой жалобы, то она может подаваться как должностному лицу, которое постановление, с которым вы, собственно, не согласны, и вынесло, либо также вышестоящему субъекту, имеющему полномочия по ее рассмотрению.

Выплаты государственной пошлины в данном случае не требуется

В какой срок нужно рассмотреть дело

Для определения процессуальных сроков применяется статья 29.6 КоАП РФ. Общие порядок определения этих сроков выглядит следующим образом:

  • на рассмотрение протокола дается не более 15 суток – такой период времени дается законом на получение протокола, записей с камер видеофиксации или иных доказательств по делу;
  • при передаче дела на рассмотрение в суд, общий срок процедуры не может превышать двух месяцев;
  • при поступлении мотивированных ходатайств от участников процесса, допускается продление указанных сроков еще на один месяц.

Продление на месячный срок возможно и по инициативе должностного лица или органа, разбирающего дело по существу. Это может быть связано с дополнительными запросами, необходимостью выяснить обстоятельства дела, получением доказательств.

Однако закон содержит и ряд специальных сроков, которые обязаны соблюдать суды по отдельным категориям дел:

  • если проступок заключается в нарушении избирательных прав, максимальный срок рассмотрения судьей составляет не более 5 суток с момента получения материала (продлить указанные сроки нельзя даже при наличии ходатайства от участников процесса);
  • если в состав санкций входит арест или выдворение за пределы страны – дело рассматривается в течение суток после получения судом протокола (этот момент фиксируется по точному времени поступления материала);
  • если потенциальный нарушитель был задержан при составлении протокола, в суде обязаны рассмотреть дело не позднее 48 часов с момента задержания.

Приведем типичный пример для правильного определения сроков. Если нарушение ПДД было выявлено по данным камер фото- и видеофиксации, а в состав санкций не входит лишение прав, дело может рассматривать должностное лицо ГИБДД. В этом случае постановление должно быть вынесено не позднее 15 суток с момента оформления протокола. Если же за грубое нарушение ПДД грозит арест или лишение прав, дело может рассматривать только суд – общий срок, с учетом возможного продления, не должен превышать трех месяцев.

В КоАП РФ содержится еще два специальных срока, которые должны соблюдаться при разбирательстве дел.

На период проведения Чемпионата Мира по футболу в России установлен специальный срок для дел, связанных с незаконной продажей билетов, либо реализацией поддельных билетов. Такие дела разбираются судом не позднее 10 суток с момента составления протокола, а продление этого срока не допускается. Если предприятию грозит приостановление или временный запрет деятельности, дело разбирается судом в семидневный срок.

Для соблюдения процессуальных сроков, указанных в КоАП РФ, должно быть вынесено постановление о назначении санкций, либо о прекращении административного дела. При несоблюдении указанных сроков, заинтересованное лицо может подать жалобу в вышестоящую инстанцию.

Последствия таких нарушений будут отличаться, в зависимости от обстоятельств дела.

Сроки производства по административным делам

   В КоАП РФ закреплены различные сроки, связанные с производством по административным делам.

   Так в ст. 4.5. КоАП РФ, говорится о давности привлечения к ответственности, а именно, постановление по делу должно быть вынесено до того как истечет 2 месяца со дня совершения правонарушения, а судом – до истечения 3-х месяцев. Однако, за отдельные правонарушения, которых достаточно много перечислено в указанной статье, срок давности составляет 1 год.

   В соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ, если по делу проводится административное расследование, то его срок не может превышать 1 месяц со дня, когда возбуждено дело. При этом указанный срок может быть продлен до 6 месяцев.

   Таким образом, существуют общие сроки по административным делам, а по отдельным составам – сроки привлечения к ответственности могут быть иными, поэтому следует каждый раз проверять сроки по конкретной статье.

Где рассматривается дело?

Предположим, что гражданин, официально проживающий в Московской области, совершает правонарушение в Калининграде. Где именно провинившегося гражданина будут судить? Согласно КоАП РФ, рассмотрение правонарушения допускается лишь в месте его совершения. Однако сам гражданин может подать ходатайство с прошением о проведении судебного заседания по месту жительства.

А что делать российским судам, если правонарушение совершил иностранный гражданин? В этом случае стоит руководствоваться международным договором, в котором указывается возможность рассматривать нарушения закона на территории чужого государства. Однако все представленные правила не распространяются на несовершеннолетних лиц. Об этом указано в статьях 20.22 и 6.10 административного Кодекса.

Подведем итоги

Рассмотрение дел, связанных с административными нарушениями, вызывает множество вопросов у тех, кто не имеет юридического образования в данной области. Однако, если вы или ваш близкий человек какое-либо правонарушение совершили, то лучше, разумеется на все эти вопросы ответить до того, как вы окажетесь в зале суда или кабинете у какого-либо должностного лица. Внимательно прочитайте данную статью, чтобы ознакомиться со стадиями рассмотрения дел интересующей нас направленности, узнать о сроках данного процесса, наличии возможности обжаловать вынесенное по его итогам постановление, а также о многом другом, что может вам пригодиться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector