Земельный сервитут участка

Содержание:

Как установить сервитут

Процедура установления государственного сервитута происходит следующим образом:

  1. Государство в лице местных органов принимает решение об использовании конкретного земельного участка. Затем о нем сообщают собственнику.
  2. Если собственник согласен, то следующий этап – публичное слушание.
  3. Затем осуществляется государственная регистрация сервитута.

Если же установление обременения на земельный надел необходимо частному лицу, например, соседу, то он должен отправить собственнику уведомление. Это необходимый для процедуры документ, в котором обязательно указываются все данные об участке и цель сервитута. Если владелец земли согласен на временное или постоянное обременение своих прав, стороны составляют соглашение. На основании этого документа обязанный хозяин должен предоставить землю второй стороне.

В случае, когда хозяин отказывается предоставлять землю для нужд третьей стороны, конфликт можно решить в суде. Но следует знать, что даже суд не может заставить собственника дать согласие на установление ограничения, если на это нет веских оснований.

Установление сервитута на земельный участок

Регистрация ограниченного права на участок достаточно сложный организационно-правовой процесс. Для решения данной задачи требуется квалифицированный специалист во избежание каких-либо проблем в дальнейшем.

Право ограниченного пользования чужим участком земли имеет привязку к конкретному объекту недвижимости. Не имея ценности в качестве самостоятельного предмета купли-продажи или залога.

В той ситуации, когда собственником недвижимого имущества выступает физическое, либо юридическое лицо, с целью становления обременения следует обратиться к нему. При отсутствии возможности мирного урегулирования конфликта, вопрос передаются на рассмотрение в судебном порядке.

Документы для регистрации сервитутного права

Для оформления необходимо подавать следующие документы:

  • соглашение между сторонами вопроса или нормативный акт, по которому должно быть установлено сервитутное право;

  • заявление на выполнение регистрации;

  • паспорт лица, подающего данное заявление;

  • кадастровые документы на землю, которая будет подвергнута обременению;

  • бумага с подтверждением уплаты госпошлины на проводимую процедуру;

  • если заявителем выступает организация – ее устав и выписка из ЕГРЮЛ;

  • при представлении интересов заявителя сторонним лицом – доверенность на выполнение им необходимых действий, полученная в нотариальной конторе.

Размер платы за сервитут в судебной практике

В настоящее время вопрос об определении соразмерной платы за сервитут решаются судами исходя из общих «пожеланий» вышестоящих судебных инстанций.

Например, в п. 12 «Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок»; утвержденном  Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017 года, указывается следующее:

«..Плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей.

Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом.

В размер платы включаются разумные затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования (например, связанных с необходимостью организации проезда через принадлежащий собственнику земельный участок, сносом или переносом ограждений, с соблюдением пропускного режима, поддержанием части участка в надлежащем состоянии), а также образовавшихся в связи с прекращением существующих обязательств собственника участка, обремененного сервитутом, перед третьими лицами.

При этом необходимо в том числе учитывать долю земельного участка, ограниченную сервитутом, в общей площади земельного участка; срок установления сервитута; объем ограничения пользования земельным участком и интенсивность его предполагаемого использования; характер неудобств, испытываемых собственником недвижимого имущества, обремененного сервитутом; степень влияния сервитута на возможность распоряжения земельным участком.

Принимая решение об определении характера платы за сервитут (единовременной выплате в полном объеме или периодических платежах в течение всего срока действия сервитута), в целях наибольшего соблюдения баланса интересов истца и ответчика необходимо учитывать не только содержание заявленных истцом требований, но и конкретные условия, и объем сервитута».

Ранее, например, в определении от 11.06.2015 по делу N 301-ЭС14-9021, А43-11824/2013 Верховный Суд РФ указывал, что при новом рассмотрении дела суду надлежит сформировать размер платы за сервитут в соответствии с положениями п. 5 ст. 274 ГК РФ, а также с учетом:

— срока и площади установления сервитута;
— характера и интенсивности использования земельного участка собственником;
— выводов о размере реального ущерба, причиненного собственнику земельного участка;
— периода установления сервитута, указанного в повторной судебной экспертизе.

Виды сервитута

Встречается частный и публичный вид. К первому относят:

  • переход или проезд по чужой земле;
  • проводки коммуникаций (трубы, провода);
  • проведение слива, воды;
  • иные проблемы, которые нельзя решить по-другому. Например, стена дома нуждается в ремонте, но она плотно прилегает к чужому наделу и для этого нужно попасть к соседям, чтобы осуществить задуманное. Тогда на время работ возможно установить сервитутное право. Бывает, что соседи разрешают проводить какие-либо мероприятия без зарегистрированного права пользования, по устной договоренности.

Для получения права сервитута необходимо заключение соглашения между владельцем и будущим обладателем. В случае отрицательного ответа владельца можно установить ограниченное пользование через суд. Например, для того, чтобы припарковать автомобиль на личную территорию, нужно заезжать через соседний надел, других подъездных путей не существует. Но сосед категорически против этого. Чтобы установить право требуется обратиться в суд с иском. Если истец доказывает, что иных путей для подъезда нет, тогда владельца соседней территории обяжут к предоставлению ограниченного пользования.

Для лесного частного сервитута характерны следующие документы основания:

  1. Договор.
  2. Акт от государства или муниципалитета.
  3. Судебное постановление.

Законом разрешается исключать сервитут

При наличии обременения владелец не лишается своих прав. Если участок отчуждается, то только вместе с сервитутом. Право приобретается вместе с покупкой недвижимости. Новый правообладатель, может запросить отменить обременение, при устранении причин для его получения ранее. По закону разрешено исключать сервитут.

Второй вид получают согласно нормативно — правовым актам РФ. Установление такого права может быть в интересах страны, области, района или города.

Обычно публичное право получают чтобы:

  • проходить или проезжать через чужую землю;
  • произвести работу по дренажу;
  • пасти домашний скот через соседскую территорию;
  • прогонять животных;
  • заготавливать сено;
  • охотиться или ловить рыбу;
  • был доступен водные источники;
  • заниматься собирательством ягод, грибов, трав и т.д.

Правообладатель может запросить оплату за использование, если перестало возможно использовать территорию согласно целевого назначения. По закону каждый гражданин вправе пользоваться ресурсами природы.

Также встречается бессрочное и срочное право сервитута.

Под срочным подразумевается, что есть определенный срок до которого действует данное право. Обычно, он нужен для сезонных работ, к примеру, рыбная ловля или охота, сенокос, выпас скота, сбор урожая, а также чтобы осуществить строительные и ремонтные работы.

Для бессрочного напротив отсутствуют сроки исполнения. Оно устанавливается тогда, когда существует какая-либо причина для сервитута и не известно, насколько скоро её не станет. Бессрочные права тесно связаны с публичным сервитутом, например, прокладка дорог или электросетей.

Постоянное существует пока не отпадет причина его использования. Способно утратить силу при:

  1. Смерти одной из сторон.
  2. Изменение условий соглашения.
  3. Нарушение договорных условий одним участником сделки.

Временный же, до того момента пока не закончатся какие-либо работы на территории. При временном виде договор утрачивает силу с окончанием проекта.

Срок действия

В статье 23 ЗК указывается на то, что сервитуты могут разделяться по срокам действия: срочные и постоянные. Срочное ограничение устанавливается на конкретный период.

При исчезновении определенных обстоятельств обременение снимается с территории. Например, вводится проход через участок, пока ведется строительство дороги. После окончания стройки сервитут будет снят.

Постоянный сервитут не имеет ограничения по сроку установления. Он может быть отменен либо органом, который его ввел, либо в судебном порядке.

Подробнее о субъектах сервитутных отношений, а также сроках действия ограничения читайте здесь

Определение и характеристика по Гражданскому Кодексу


Сервитут на ЗУ – это документальное разрешение на временное распоряжение землями, которые принадлежат другому владельцу (п. 1 ст. 274 ГК РФ).

Документ выступает разновидностью обременения, но не может передаваться третьим лицам как залог или по другим причинам. Также его нельзя продать, обменять или подарить (п. 1,2 ст. 275 ГК РФ).

Цели и основания для выдачи

Задача сервитута – сделать возможным удовлетворение нужд отдельных граждан или государства (т.е. населения) в целом путем предоставления доступа к земле другого гражданина или организации.Одна лишь цель не является веской причиной для выдачи разрешения – этому может поспособствовать только наличие основания. Таковым считают для участков в государственной собственности (ст. 23 и 39.23 ЗК РФ):

  1. Изыскательные мероприятия.
  2. Использование полезных пород, воды и всего, что находится в земле на территории владельца ЗУ.
  3. Возведение специальных сооружений (блоков связи, электроузлов и т.д.), информирующих или предупреждающих стендов или знаков.
  4. Для прохода/проезда через участок, в т.ч. для доступа к водному объекту общего пользования и его берегу.
  5. Размещения межевых знаков, геодезических пунктов и сетей, нивелирных пунктов и подъезду к ним.
  6. Проведения дренажных работ.
  7. Забора воды из источников.
  8. Прогона сельскохозяйственных животных, выпаса скота, сенокошения.
  9. Использования ЗУ для охоты, рыбной ловли и т.п.
  10. Для использования ЗУ в целях, указанных в ст. 39.37 ЗК РФ.

Для подтверждения основания нужно:

  • официальное соглашение между участниками сделки;
  • решения суда;
  • нормативно-правовые акты территориальной администрации.

Кто может быть инициатором?


Ст. 274 ГК РФ определяет перечень участников процесса, которые могут инициировать выдачу сервитутного права:

  • собственник;
  • лицо, которое на законных основаниях может бессрочно пользоваться чужим ЗУ;
  • лицо, которое получило ЗУ в качестве наследуемого владения;
  • арендатор ЗУ.

Под каждым из перечисленных может выступать как физ-, так и юрлицо. Часто инициатором установления являются государственные учреждения.

Условия

Получить временное право пользования разрешается только при выполнении ряда требований, которые определены законом:

  1. Процедура по оформлению сервитутного права инициируется, когда решить вопрос другим способом не получается. Т.е. если собственник докажет, что есть альтернативные пути удовлетворения нужд заявителя, то сделка не состоится.
  2. Установление в судебном порядке возможно только при имеющихся непримиримых разногласиях между сторонами. Это может быть прямой отказ собственника или отсутствие компромисса в каких-либо пунктах договора (напр., размера оплаты или срока).
  3. Текст соглашения не может лишать хозяина ЗУ права собственности на время действия договора. Также запрещается создавать ему препятствия в распоряжении переданного в пользование другого лица имуществом.
  4. Доступ другого лица должен минимально ограничивать владельца, когда есть несколько вариантов соблюдения интересов заявителя.
  5. Сервитуарий (тот, кому дается временное разрешение) должен сохранять имущество собственника в надлежащем виде и использовать его только в целях, указанных в сервитуте. Также он обязан оплачивать распоряжение участком в соответствии с договоренностью, если не предусмотрено другое.

Как зарегистрировать сервитут – список необходимых документов для государственной регистрации сервитут

Для того, чтобы заключить договор нужно подготовить следующий пакет документов.

  1. Заявление от землевладельца и лица «арендующего» земельное имущество.
  2. Подтверждение уплаты госпошлины
  3. Паспорта заявителей
  4. Если сервитут частный, то требуется обоюдное соглашение или решение суда
  5. Для публичного – правовой акт об установлении сервитута
  6. Бумаги, доказывающие, что объект недвижимости находится в собстенности

Для ЮЛ дополнительно потребуются:

  1. Учредительные документы, включающие все поправки
  2. Свидетельства о ГРЮЛ
  3. Договор о назначении руководителя: протокол избрания и приказ о назначении
  4. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе с указанием ИНН

Прекращение сервитута – какие могут быть основания для прекращения сервитута?

  1. Соглашение сторон может быть расторгнуто при отпадении нужды пользования имуществом собственника. Например, если открылась новая более удобная дорога.
  2. Договор расторгается, если невозможно использование имущества по назначению. Т.е. если сервитут настолько мешает нормальной деятельности, что полностью останавливает ее.
  3. А так же в случае уничтожения объекта сервитута.
  4. Если пользователь сервитута приобрел используемое имущество у собственника.
  5. Так же вполне возможно прекращение действия договора при отказе от сервитута заинтересованного в нем лица.


Остались вопросы? Просто позвоните нам:

2. Сервитуты: понятие и виды

Земельный участок или часть участка,на которые устанавливается такое обременение, должны быть поставлены на кадастровый учет.

Такое право ограниченного пользования устанавливается на условиях, как можно менее обременительных для использования земельного участка, в отношении которого оно установлено (
).

Данное обременение может быть установлено несколькими способами:

  • по договоренности сторон (по соглашению);
  • решением суда;
  • по решению органов власти.

В зависимости от оснований и условий возникновения выделяют следующие виды сервитута: частный или публичный, срочный или бессрочный, платный или бесплатный.

Частныйустанавливается в интересах конкретных лиц на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом (
).

По общему правилу собственник участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен (
,
).

Правообладатель может согласиться и на безвозмездный сервитут (
).

Срок частного сервитута определяется по соглашению сторон (
).

Если соглашение об установлении сервитута не достигнуто или имеются разногласия по его условиям, понадобится обратиться в суд. Суд установит такое обременение, только если без него вы не можете пользоваться своей недвижимостью, и если это не помешает собственнику обремененного участка использовать его согласно разрешенному использованию. В данном случае суд самостоятельно определит условия такого соглашения, в том числе плату и условия перехода к иному лицу при отчуждении.

Публичныйустанавливается в интересах государства, местного самоуправления или местного населения на основании соответствующего решения органа государственной власти или органа местного самоуправления (
). Например, он может быть установлен для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования (
).

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, собственник также вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату (
).

Срок при установления такого обременения определяется уполномоченным органом и указывается в решении о его установлении (
).

Независимо от вида данное ограничение должно пройти процедуру регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) (
,
).

Данное право ограниченного пользования сохраняется при разделе, объединении, перераспределении или выделе обремененных участков в отношении образованных участков (
).

По общему правилу сервитут не прекращается и при переходе прав на обремененный земельный участок (
,
). Более простым языком это означает, что при продаже такого земельного участка покупатель также буде ограничен в его использовании.

Основания возникновения сервитута

Говоря об основаниях установления обременения, следует исходить из двух правовых факторов, которые выступают и рассматриваются в качестве юридического прецедента для установления сервитута, оформленного добровольно:

  • свободное волеизъявление сторон;
  • условия, которыми владеет одна сторона и в которых нуждается вторая.

Сервитут устанавливается на основании утверждения добровольных договорённостей сторон в административном порядке. В противном случае лицо, претендующее на его возникновение, может ходатайствовать о разрешении обременения в судебном порядке. Такое допустимо:

  1. Когда собственник надела отказывается от его обременения по согласию сторон.
  2. Когда администрация отказывается от оформления составленного сторонами соглашения.

На основании полученного в администрации документа, разрешающего оформление ограничения в пользовании ЗУ со стороны собственника, или на основании решения суда, устанавливается частный сервитут. Его возникновение следует внести в кадастровые учётные сведения путём регистрации. После чего допускается взаимодействие участников на одном земельном участке.

Законодательным основанием является действие статей 22 ЗК РФ и 274 ГК РФ. А так же – 23 статьи Федерального закона о сервитуте. Регулирование использования участка с обременением регламентировано действием статей 275, 276 ГК РФ.

О внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о публичных сервитутах

Сервитутом называется право ограниченного пользования чужим земельным участков. Для государственных или муниципальных нужд, нужд местного населения по решению уполномоченного органа власти устанавливается публичный сервитут. Обычно публичные сервитуты устанавливают для размещения на земельных участках социально значимых объектов, необходимых для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования, для размещения межевых знаков, пунктов государственной геодезической сети и т.д.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает его правообладателя прав владения, пользования и распоряжения.

Чтобы установить публичный сервитут, сначала необходимо описать его границы на местности. Для этого составляется графическое описание местоположения границ публичного сервитута, согласно требований, которые установлены приказом Минэкономразвития РФ от 10.10.2018 № 541. Графическое описание формируется в виде файлов в формате XML и состоит из схемы расположения границ публичного сервитута и описания границ, содержащего координаты характерных точек границ.

Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) и подлежат государственной регистрации. Органы власти, которые приняли решение об установлении публичного сервитута, обязаны направлять документы в орган регистрации прав для внесения сведений в ЕГРН в течение пяти рабочих дней с момента принятия таких решений.

В реестр границ ЕГРН вносятся следующие сведения о публичном сервитуте:

— реквизиты решения органа власти об установлении публичного сервитута;

— описание местоположения границ публичного сервитута;

— цель установления публичного сервитута;

— срок публичного сервитута;

— обладатель публичного сервитута, почтовый адрес и адрес электронной почты для связи с ним;

— наименование органа власти, принявшего решение об установлении публичного сервитута, и источники официального опубликования такого решения.

На сегодняшний день XML-схемы, используемые для формирования графического описания местоположения границ публичного сервитута в электронном виде, Росреестром не утверждены. Поэтому пока могут быть использованы XML-схемы, которые применяются для зон с особыми условиями использования территорий. При этом, в содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах зон необходимо отображать слова «публичный сервитут».

Сведения о публичном сервитуте исключаются из реестра границ по истечении его срока или в случае поступления решения органа власти или суда о прекращении публичного сервитута.

Как отметила заместитель начальника отдела инфраструктуры пространственных данных филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Омской области Елена Окунева, законодательством предусмотрена возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования, аренды земельного участка на публичный сервитут. Если юридическое лицо владеет на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения сооружением,  которое размещено на земельном участке на основании публичного сервитута, то такое юридическое лицо может переоформить право постоянного (бессрочного) пользования либо аренды земельного участка на публичный сервитут. Данное правило применяется, если право собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения на указанное сооружение возникло до 01.09.2018.

Орган регистрации прав снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, кадастровый учет и регистрация прав на который осуществлены до 01.09.2018, при условии, что право постоянного (бессрочного) пользования или право аренды такого земельного участка переоформлено на публичный сервитут в соответствии со статьей 3.6 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ.

При внесении в ЕГРН сведений о границах населенных пунктов зачастую выявляются пересечения границ населенных пунктов с границами земельных участков, предназначенных для размещения линейных (протяженных) объектов. Указанная норма законодательства в определенной мере решает такую проблему. Теперь, земельные участки, предназначенные для размещения линейных (протяженных) объектов, можно снять с  кадастрового учета, оформив при этом публичный сервитут.

Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Омской области

Создана: , обновление 04.03.2019 09:44

Письмо Министерства экономического развития РФ от 31 июля 2019 г. N Д23и-25919 «По вопросу внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о частях земельных участков в связи с установлением публичного сервитута»

6 сентября 2019

Минэкономразвития России относительно внесения в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о публичном сервитуте и применения пункта 122 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее — Порядок ведения ЕГРН), сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, не уполномочено на ведение ЕГРН, рассмотрение документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятие решений о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, не уполномочено давать оценку действиям других органов государственной власти, в том числе Росреестра, его территориальных органов, органов местного самоуправления.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» (далее — Закон N 341-ФЗ) в том числе внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации (далее — Земельный кодекс) и Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) которыми предусмотрено, что:

сведения о публичном сервитуте подлежат внесению в реестр границ ЕГРН (пункт 3 части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ);

публичный сервитут не подлежит государственной регистрации (статья 23 Земельного кодекса).

В настоящее время Департаментом недвижимости прорабатывается вопрос о приведении пункта 122 Порядка ведения ЕГРН в соответствие с положениями Земельного кодекса.

Пунктом 5 части 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах публичного сервитута, включая ограничения по использованию земельного участка, возникшие в связи с установлением публичного сервитута подлежат внесению в реестр объектов недвижимости ЕГРН (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений.

Объем таких сведений и порядок их внесения в кадастр недвижимости установлен пунктами 45 и 85 Порядка ведения ЕГРН, согласно которым в запись кадастра недвижимости об объекте недвижимости в том числе вносятся:

сведения о части земельного участка, образованной в связи с установлением и внесением в реестр границ сведений о публичном сервитуте. При этом координаты характерных точек границ части земельного участка, образуемой в связи с внесением в реестр границ сведений о публичном сервитуте, определяются с использованием федеральной государственной информационной системы ведения ЕГРН;

сведения о реестровом номере границы публичного сервитута, в случае, если объект недвижимости или его часть, в том числе подлежащая образованию в соответствии с Порядком ведения ЕГРН, располагается в границах публичного сервитута.

Таким образом, в случае если при внесении в реестр границ сведений о публичном сервитуте, будет установлено, что земельный участок, сведения о местоположении границ которого содержатся в ЕГРН, частично расположен в границах такого сервитута, органом регистрации прав должны быть осуществлены действия по образованию данной части земельного участка и внесению таких сведений в записи кадастра недвижимости о соответствующем земельном участке в порядке и объеме, установленных пунктами 45 и 85 Порядка ведения ЕГРН.

При этом, государственный кадастровый учет таких частей на основании заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также государственная регистрация ограничений прав или обременений земельных участков, расположенных в границах публичного сервитута, Законом N 218-ФЗ не предусмотрены.

Дополнительно отмечаем, что из положений главы V.7 Земельного кодекса следует, что в границах публичного сервитута может располагаться как земельный участок, так и его часть.

Необходимые документы

На каждом из этапов реализация мероприятия требуется подготовить определенный комплект документации. Оформление сервитута в местных органах власти предусматривает предоставление нескольких документов:

  • заявление о получении доступа к участку;
  • письменное уведомление владельца земли;
  • основание для введения сервитута — решение суда, мировое соглашение (для частного) или постановление местного органа власти (для публичного);
  • соглашение сторон или судебное решение о предоставлении доступа к земельному участку;
  • документы, удостоверяющие личность участников сделки — паспорт (для физлица и ИП) и учредительная документация (для юридического лица);

Чаще всего, основанием для применения сервитутного права становится соглашение сторон. Действующее законодательство предъявляет к документу несколько требований, в числе которых:

  • указание паспортных реквизитов и контактной информации об участниках;
  • цель оформления сервитута;
  • основание для его введения;
  • реквизиты в отношении земельного участка — кадастровый номер, площадь и другие подобные данные;
  • права каждого из участников сделки;
  • их обязанности;
  • срок действия соглашения;
  • стоимость оплаты за получение доступа к участку земли.

Заявление о введении сервитута составляется в произвольной форме. Главное — чтобы в нем присутствовали несколько обязательных данных:

  • предмет соглашения;
  • данные об участниках сделки;
  • сроки действия договора;
  • возмездный или безвозмездный характер (в первом случае обязательно указываются условия и величина оплаты);
  • другие важные моменты заключаемого соглашения.

На завершающей стадии осуществления сделки — государственной регистрации обременения в ЕГРН — требуется предоставить следующий комплект документов:

  • заявление о внесении изменений в федеральную базу данных объектов недвижимости;
  • паспорт или учредительные документы (соответственно, для физического или юридического лица);
  • кадастровая документация на участок (межевой план и т.д.);
  • правоустанавливающая документация на землю;
  • основанием для введения сервитута;
  • документ, подтверждающий оплату госпошлины за регистрационные действия со стороны Росреестра.

Комментарий к статье 274 ГК РФ

1. Комментируемая статья устанавливает такой вид вещного права, который не предусматривало законодательство России советского периода, а также ЗК РСФСР. По смыслу данной статьи сервитут может быть установлен только в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности, но в интересах как собственника соседнего участка, так и его пользователя или владельца. Указанная статья не предусматривает возможности установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании и в пожизненном наследуемом владении.

ЗК (ст. 23) определяет данный сервитут как частный (поскольку он устанавливается в интересах одного лица) и предусматривает наряду с ним также публичный сервитут, устанавливаемый для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. При этом публичный сервитут может быть установлен как в отношении земельных участков, находящихся в собственности, так и в отношении земельных участков, предоставленных соответствующим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения (п. 7 ст. 23)

Концепция публичного сервитута оставляет без ответа вопрос, кто конкретно является субъектом данного вещного права, принимая во внимание весьма расплывчатый круг субъектов, в чьих интересах он устанавливается. А это, в свою очередь, делает затруднительным регистрацию данного права, что предусмотрено ст

131 ГК и п. 9 ст. 23 ЗК.

2. В п. 2 комментируемой статьи установлено, что обременение земельного участка сервитутом не лишает его собственника прав владения, пользования и распоряжения. Однако хотя установление сервитута юридически не лишает лицо права пользования земельным участком, но оно может быть практически прекращено применительно к части земельного участка, например по которой проходят дороги и проезды, либо существенно ограничено, например в отношении тех земельных участков, по которым проходят те или иные линии коммуникаций.

3. Установление частного сервитута производится по соглашению, которое должно заключаться с собственником земельного участка. В данном соглашении помимо платности сервитута, устанавливаемой в соответствии с п. 5 комментируемой статьи, целесообразно зафиксировать и иные условия пользования данным участком: конкретный вид сервитута, конкретную часть земельного участка, на которую распространяется сервитут, возможные ограничения использования земельного участка, который обременен сервитутом, ответственность сторон за невыполнение условий данного соглашения.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК).

4. Комментируемая статья и п. 6 ст. 23 ЗК предусматривают возможность установления собственником земельного участка, обремененного частным сервитутом, соразмерности платы от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законом. При обременении земельного участка собственника публичным сервитутом он вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут, соразмерной платы только в том случае, если установление такого сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка (ч. 2 п. 7 ст. 23 ЗК).

В случае если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, его собственник, землепользователь и землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе выкупа, данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (ч. 1 п. 7 ст. 23 ЗК).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector