Штрафы за езду по обочине в 2020 году

Содержание:

Передвижение велосипедистов по обочине

Велосипед является удобным и экологически комфортным ТС, благодаря которому можно довольно быстро доехать в конечный пункт или же просто прокатиться с коллегами за пределами населенного пункта. Для езды на двухколесном ТС возрастные ограничения отсутствуют, поэтому нередко на дорогах можно встретить подростков, крутящих педали. Единственной угрозой при встрече на таком ТС подростка является не знание им ПДД, что может привести к созданию аварийной обстановки и даже к ДТП.

На некоторых дорогах выделена специальная полоса для велосипедного движения. В таком варианте велосипедистам лучше ездить по выделенному ряду, так как выезжая на дорогу и маневрируя между быстро передвигающимся автомашинам, можно быть сбитым. Тут даже опытный собственник двухколесного ТС может очутиться в непредсказуемой ситуации. Передвигаясь по трассе, велосипедист является полноправным участником передвижения на дороге и обязан двигаться, придерживаясь правого ряда. Велосипедисту разрешается ездить по обочине, так как это не создает помеху пешим лицам и прочим участникам, двигающимся по краю шоссе.

Исключение, которое запрещает передвижение велосипедистов – это движение по автомагистралям. ПДД запрещается находиться на автомагистралях пешим лицам, велосипедистам, всадникам, а также прочим ТС, скорость которых не превышает 40 км/час, так как такое передвижение может создавать угрозу для их жизни.

Штраф за езду по обочине

Многие автовладельцы наивно полагают, что имеют право ездить по обочинам дорог тогда, когда им вздумается. Но данные дорожной статистики указывают, что нарушение правил при езде по обочинам приводит не только к частым, но и к очень серьезным авариям.

В прежние времена подобный маневр зачастую производился на трассах со скоростным движением. Сегодня же безответственные водители нарушают указанные правила даже на городских улицах. Нужно детально разобраться, разрешена езда по обочинам или запрещена, что об этом говорится в ПДД, придется ли платить штраф.

Возможность ездить по обочине

Причиной выезда на обочину и движения по ней становятся именно пробки. Обычная заторенность толкает автомобилистов нарушать правила и следовать в нужном направлении по обочине. Однако законодатель здесь рассматривает заторы на дорогах более как сопутствующий фактор, а не как объективную, истинную причину вынужденного нарушения правил.

Нарушением являются:

во-первых, выезд на обочину (иногда);

во-вторых, движение по обочине.

За такое пренебрежение правилами дорожного движения следует наказание по условиям ст. 12.15 КоАП РФ.

Что такое обочина

Отличие обочины от проезжей части дороги состоит в том, что она имеет иной тип полотна. Кроме того, обочина обособляется дорожной разметкой.

Запрет выезда на обочину: обычные и исключительные обстоятельства

В законе указываются и случаи категорического запрета езды по обочине, и ситуации, когда выезд на обочину, даже последующее движение по ней допускаются. Стоит привести наглядные примеры нарушений, фиксирующихся при езде по обочине.

Ситуация первая. Водители выезжают на обочину дороги в черте города, чтобы подолгу не оставаться в пробке. Таким способом водитель объезжает место затора, после чего выезжает с обочины и пытается втиснуться в общий поток автотранспорта. В результате таких маневров может произойти столкновение с другими машинами, что приведет к образованию новой пробки.

Ситуация вторая. Поток машин, движущихся навстречу, не прекращается. Такая загруженность не позволяет совершать востребованные маневры по условиям ПДД. Водитель пытается обогнать медлительно движущееся ТС с правой стороны. Он совершает опасный маневр, выезжая на обочину. В данной ситуации он нарушает правила.

С другой стороны, водитель, пытающийся обогнать машину, движущуюся недостаточно быстро, выезжает на обочину. Но он не знает, какова ее ширина впереди, и может совершить съезд с дороги на большой скорости. А в черте города машина может:

  • натолкнуться на препятствие;
  • сбить человека, который двигается по обочине.

Так что оставить на обочине машину можно, такую стоянку правила допускают. Зато двигаться по обочине, чтобы обогнать другое авто, запрещено.

По обочине до стоянки

Нельзя заезжать к месту парковки по обочине, даже если это удобно. Хотя подобная ситуация находит неоднозначное определение в КоАП.

Первый момент. Водитель заезжает на обочину.

Второй момент. Машина сворачивает, чтобы оказаться на парковке.

Езда по обочине — позволительный маневр

В правилах перечисляются ситуации, когда указанный маневр нарушением считаться не может.

  1. Авто заезжает на обочину:
  • для остановки;
  • на стоянку.
  1. Этот маневр совершается с целью осуществления погрузочно-разгрузочных работ.
  2. Могут двигаться по обочине машины дорожно-ремонтных служб.

Штрафы, другие меры ответственности за езду по обочине: наказание в Столице и в регионах

Как будут наказывать водителя, это зависит от конкретной ситуации и тяжести последствий нарушения ПДД.

При совершении ДТП. Если в аварии пострадали пешеходы, велосипедисты, водитель другого авто, пассажиры, тогда виновное лицо, стремившееся обгонять машины по обочине:

  • будет лишено прав;
  • подвергнется уголовному преследованию.

Обычный съезд с дороги. Если нет пострадавших, тогда за подобное движение полагается штраф.

Выезд на обочину с целью остановки (стоянки). В таких ситуациях штраф выписывается, но только если водитель «не заметил» знака, запрещающего подобный маневр. Также оштрафуют, если месту поблизости, специально отведенному для парковки, водитель предпочел выезд на обочину.

Видео: «Специальный репортаж»: «Обочина как Диагноз» Что бывает за езду по обочине?

Кому и когда можно ехать по обочине

Кто может передвигаться

Согласно ПДД передвигаться по обочине имеют право:

  • автомобили коммунальных и дорожных организаций
  • машины, осуществляющие доставку учреждениям и фирмам, находящимся у обочины.
  • велосипедисты по достижении четырнадцатилетнего возраста
  • водители мопедов
  • гужевой транспорт.

Использовать правый край дороги в вышеописанных ситуациях разрешается, когда нет другого пути и способа перемещения и при этом должна быть соблюдена безопасность остальных участников дорожного движения.

Кому можно парковаться

Выезжать на обочину с целью остановки и стоянки имеют право:

  • все водители, паркующиеся с правой стороны дороги
  • участники дорожного движения в пределах населенного пункта, использующие обочину слева. При этом проезжая часть должна быть предназначена для одностороннего движения или иметь отдельную полосу в каждом направлении без трамвайных путей. Грузовой транспорт весом свыше 3,5 тонн может использовать левый край дороги только для разгрузочных работ.

Во всех ситуациях необходима максимальная осторожность, особенно если имеет место гололед, туман или дорога находится вне населенного пункта

Важные моменты

В крупных городах пробки – частое явление. Некоторые водители, не желая стоять на одном месте несколько часов, ищут другие пути, но не знают, разрешен ли обгон по обочине и какое наказание по КоАП можно получить за данный маневр.

Выезд за край дороги – на обочину, является опасным маневром по нескольким причинам. Прежде всего, это связано с тем, что вернуться на свою полосу достаточно сложно в час пик на дороге. Такое действие по ПДД считается нарушением.

Проблемы при объезде по краю дороги заключаются в следующем:

При выезде за пределы полосы Поднимается облако пыли, которым дышат водители всех машин. Кроме того, пыль, летающая в воздухе, затрудняет видимость
Совершив обгон Водители возвращаются на свою полосу, однако, сделать это достаточно сложно, поскольку место уже занято. Так, пробки только усугубляются
Возникает опасность для пешеходов

За несоблюдение норм КоАП и ПДД гражданин, управляющий автомобилем, может получить серьезное взыскание.

Основные определения

Чаще всего обочины засыпаны песком или гравием. Согласно Правилам Дорожного Движения, обочина обозначается разметкой номер 1.2.1.

Фото: дорожная разметка 1.2.1-1.2.2

Правонарушение – не соблюдение гражданином установленных правовых норм. За каждое нарушение полагается наказание.

Водители, не соблюдающие ПДД, получают административное взыскание и могут быть лишены прав. Дорога имеет разделительные полосы, которыми обозначаются проезжие части, «зебра» и обочина.

Водитель, во избежание правонарушения, должен находиться только на своей стороне дороги.

Что говорится в ПДД

Согласно правилам дорожного движения, разрешен объезд велосипедистов и тихоходных транспортных средств.

Однако, проезд по обочине строго запрещен в соответствие с пунктом 9.9 Правил дорожного движения. Проехать по обочине можно только в случае, если движение осуществляется на:

  1. Тихоходном ТС, движущемся со скоростью не более 30 км. в час.
  2. Велосипеде.
  3. Дорожного транспорта, оборудования коммунальных служб.
  4. Гужевой машине.

Некоторые автовладельцы полагают, что обочина – дополнительная полоса для движения, однако это ложное мнение.

Обгон машин справа – серьезное правонарушение ПДД. Инспектор ГИБДД выписывает протокол на 1500 рублей.

Пробка не относится к препятствиям, поэтому объезжать ее по обочине строго запрещается. По обочине могут двигаться только машины, принадлежащие коммунальным службам, или велосипедистов.

Водителям, нарушающим ПДД, может быть назначен штраф в размере 1500 рублей.

Какими нормативными актами регулируется

Законодательные акты РФ, регулирующие процесс объезда транспортных средств, в том числе по обочине:

  1. Постановление Правительства № 1090 – Правила дорожного движения, которые должны учитываться каждым водителем.
  2. ФЗ № 195 – Кодекс об административных правонарушениях РФ.
  3. ФЗ № 196 – О безопасности дорожного движения.
  4. ФЗ № 170 – Правила проведения технического осмотра ТС.
  5. Указ Президента Российской Федерации № 711 – Обеспечение безопасности на дорогах.

Для того, чтобы выписать штраф, инспектор ГИБДД должен доказать вину водителя. Гражданин может попытаться отстоять свою точку зрения, но если правонарушение – выезд на обочину, действительно было, обжаловать решение инспектора не удастся.

В чем заключается проблема

Поездками по краю дороги водители пытаются хоть на несколько метров продвинуться вперед, в итоге подобные действия приводят к серьезным проблемам в движении транспорта. И вот почему:

  1. Проезжающие автомобили поднимают пыль, которой потом дышат водители, стоящие в пробке. Кроме того, она оседает в салоне.
  2. После объезда водители возвращаются на дорогу и пытаются встроиться обратно в ряд, создавая трудности в движении и увеличивая затор.
  3. Пыль делает видимость намного хуже.
  4. Пешеходы, передвигающиеся по краю дороги, подвержены риску.

Как правило, обочина предназначена преимущественно для пешеходов, велосипедов и прочих. Таким образом, обгоны считаются нарушением правил, поэтому за них полагается штраф, а сколько придется заплатить, решать инспектору. Машина может выехать на этот участок только для того, чтобы остановиться.

Наказание за въезд на МКАД ужесточили

ФОТО: ИТАР-ТАСС

Мосгордума окончательно утвердила поправки в Кодекс об административных нарушениях (КоАП), которые повышают штрафы за въездгрузовиков в столицу в дневное время. Теперь водители фур будут платить 5 тыс. рублей. Об этом на внеочередном заседании сообщил вице-спикер столичного парламента Андрей Метельский.

Размер штрафов возрастет постепенно. Максимальной суммы — 5 тыс. руб. — наказание для водителей достигнет к 1 июля этого года. Ограничение на въезд распространяется на грузовики массой более 12 тонн. Они будут действовать с 06:00 до 22:00.

Также, согласно принятым поправкам, водителей фур грузоподъемностью более 1 т будут штрафовать на 5 тыс. руб. за въезд в пределы Третьего транспортного кольца (ТТК). Кроме того, наложат штраф и за въезд и движение по Московской кольцевой автодороге (МКАД) фур массой более 12 тонн. Штраф за въезд и движение по территории города, ограниченной Московской окружной железной дорогой, грузовиков массой более 7 т после вступления поправок в силу составит 1 тыс. руб., сообщает РИА «Новости».

В настоящее время за проезд по МКАД днем штраф составляет 300 руб., водителей грузовиков не останавливают, все штрафы им выписываются, исходя из показаний камер видеонаблюдения. Впрочем, и сейчас за проезд фуры по МКАД можно заплатить внушительную сумму — 300 руб. нужно будет отдать после проезда под каждой видеокамерой, фиксирующей нарушение, которых установлено уже более 600.

Жалобы на то, что грузовикам негде стоять, так как мало парковок, мэр Москвы Сергей Собянин считает несостоятельными, пишет «Российская газета». «Будет потребность в парковках — бизнес их построит, — заявил он на днях журналистам. — А потребность будет тогда, когда машины не смогут стоять спокойно на обочине дорог».

Для разгрузки дорог Подмосковья вдоль федеральных трасс установлено 1300 дорожных знаков, запрещающих остановку и стоянку на обочинах. В области создано всего около 5 тыс. парковочных мест для грузовиков, при этом по данным департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы, всего необходимо создать около 12 тыс. таких мест.

Напомним, что ограничения для въезда транзитных грузовиков на МКАД и на территорию Москвы ступили в силу с 1 марта. Выезд на МКАД для транзитных грузовиков запрещен с 06:00 до 22:00. С мая по октябрь «комендантский час» распространится на все большегрузные автомобили и будет длиться уже до 24:00. Правительство Москвы рассчитывает, что после введения запрета количество таких машин на МКАД снизится на 30%. Впрочем, запрет касается не всех. Если у водителя грузовика есть специальное разрешение, то ему можно двигаться днем по Московскому кольцу.

Почему машинам нельзя ездить по обочине?

При создании дорожных заторов, водитель вынужден передвигаться со слишком медленной скоростью, периодически останавливаясь, что весьма утомляет его. Поэтому, некоторые автомобилисты, пытающиеся объехать создаваемый затор, особенно в час пик, объясняют свои проступки желанием снизить время ожидания. В действительности, происходит все наоборот. Передвигаясь по обочине, автовладелец обгоняет группу автомашин, а затем пытается вклиниться в поток, замедляя продвижение ожидающих ТС.

П. 9.9 ПДД не разрешает использование обочины для проезда автомашин ввиду следующих возможных последствий:

  1. Переезд ТС с асфальтового шоссе на обочину, покрытую гравием, на большой скорости нередко может обернутся аварией.
  2. Объезд впереди ожидающих ТС через обочину – это аморальный и нечестный поступок по отношению к прочим автомобилистам.
  3. Создается угроза здоровью или жизни пешим лицам, передвигающимся по обочине.
  4. Поднимается пыль, распространяющаяся в сторону автомобилистов, стоящих в ожидании, и они вынуждены вдыхать ее.
  5. Кроме этого, поднятая пыль уменьшает просмотр, что увеличивает риск возрастания ДТП.
  6. При стоянке на обочине ТС, не исключено его повреждение во время его объезда, из-за чего нарушителю придется компенсировать нанесение ущерба по ОСАГО.

Таким образом, перечисленные пункты лишний раз демонстрируют, к чему может привести передвижение ТС по обочине. Вот почему, работники ГИБДД, выявляя подобные неправомерные поступки, выписывают торопящимся водителям штраф, в результате чего, еще больше задерживая автомобилиста, при оформлении правонарушения ПДД и вынимая из его кармана, нелишние для водителя средства.

Езда по обочине запрещена – какой штраф придется заплатить?

Езда по обочине запрещена правилами дорожного движения. Несмотря на этот запрет, такие маневры довольно часто совершаются водителями. Самая распространенная причина их совершения – желание скорее преодолеть «затор» из автомобилей. Подобные действия трактуются как административное нарушение и влекут за собой наложение штрафных санкций.

Определение термина – обочина

В п. 1.2 ПДД имеется расшифровка понятия «обочина». Согласно этому нормативному акту «Обочина – это участок дороги, смежный с проезжей частью. Он отделяется от зоны для передвижения автотранспорта иным составом полотна или разделительной разметкой 1.2.1 или 1.2.2.»

П. 1.2 ПДД указывает на следующие функции обочины дороги:

Перемещение велосипедистов и пешеходов;

Стоянка или остановка автомобилей, если это не противоречит дорожным знакам;

Повышение устойчивости асфальтового покрытия.

Разрешено использовать обочину дороги для передвижения на автомобиле при форс-мажорных обстоятельствах. Например, для предотвращения столкновения с другим авто.

ПДД п. 12.1 не запрещает водителям автомобилей съезжать на обочину для остановки и выезжать с нее для продолжения движения. На дорогах с 2-мя и более полосами для движения остановка или стоянка разрешена только на обочинах попутного направления. На автодорогах, движение по которым разрешено только в одну сторону, а также имеющих 2 полосы без трамвайной линии между ними, разрешен съезд на любую сторону дороги. П. 9.9 ПДД не допускает передвижения по обочине.

Нередко водители в целях сокращения времени нахождения в автомобильном заторе совершают объезд «пробки» именно по обочине. Такой маневр еще больше усугубляет ситуацию, так как после завершения обгона автомобилист при перестройке на свою полосу создает помехи для движения, чем еще больше увеличивает «затор». Также такие маневры несут потенциальную опасность для пешеходов, велосипедистов и водителей мопедов.

Какие могут быть штрафы

Согласно п. 12.15.1 КоАП РФ, сумма штрафа за езду по обочине составляет 1500 рублей. Взыскание накладывается сотрудником ГИБДД. Также данное правонарушение может быть зафиксировано автоматическими устройствами фото и видео слежения (ФВФ).

Согласно ст. 32.2 п. 1.3 КоАП РФ, штраф за выезд на обочину можно оплатить со скидкой 50%. Для ее получения необходимо оплатить задолженность в течение 20-ти суток с момента его назначения.

Штраф за выезд на встречную обочину

Езда по встречной обочине наказывается строже. Подобное правонарушение приравнивается к движению по встречной полосе. Согласно ст. 12.15.4 КоАП РФ за данное действие предусмотрен штраф до 5000 рублей или лишение ВУ до полугода.

Повторное совершение нарушения, согласно ст. 12.15.5 КоАП РФ, грозит водителю:

При остановке инспектором ГАИ – лишением водительских прав на 1 год;

В случае фиксации науршения устройствами ФВФ – штраф 5000 рублей.

Движение по МКАД (для водителей Москвы)

На МКАД установлен знак 5.3. Границей между обочиной и проезжей частью на нем выступает разметка 1.2.1, запрещающая съезд на обочину. Невыполнение этого требования грозит назначением административного наказания в виде штрафа, размером 1500 рублей. Эта дорога оборудована более чем 100 автоматическими устройствами ФВФ, что значительно увеличивает число зафиксированных нарушений.

Кто может ездить по обочине

Обочина предназначается для движения пешеходов. Также ПДД РФ определяет тех, кому разрешен проезд по этой части дороги:

Автомобили дорожных и коммунальных организаций с установленными опознавательными сигналами;

Велосипедисты, возраст которых превысил 14 лет (п. 24.2 и п. 24.6 ПДД);

Мопеды и скутеры (п. 24.7 ПДД);

Машины, доставляющие груз к объектам, расположенным возле обочин, если не предусмотрено иных путей для подъезда;

Гужевой транспорт, верховые и вьючные животные (п. 25.2 ПДД).

Водители ТС, которым разрешена езда по обочине, должны совершать маневрирование, не создавая помех пешеходам.

Езда по обочине – маневр, представляющий опасность для всех участников дорожного движения и способный привести к необратимым последствиям. Выезд с асфальта на гравийное покрытие обочины нередко заканчивается серьезными ДТП. Для предупреждения нарушений Правительство ввело штрафные санкции за такую манеру езды и неоднократно увеличивало размер взысканий. Несмотря на это частота случаев выезда на обочину по-прежнему остается на высоком уровне.

Движение по обочине согласно ПДД

Автомобилист имеет право выезжать на обочину только для совершения остановки и стоянки с правой стороны дороги.

Это регламентируется пунктом 12.1 ПДД:

Этот же пункт ПДД разрешает остановку на левой обочине в случае:

  1. На левой стороне дороги остановка и стоянка разрешаются в населенных пунктах на дорогах с одной полосой движения для каждого направления без трамвайных путей посередине
  2. и на дорогах с односторонним движением (грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на левой стороне дорог с односторонним движением разрешается лишь остановка для загрузки или разгрузки).

В случае остановки или стоянки на обочине не предусмотренных ПДД не забудьте включить аварийную сигнализацию.

Разрешено перемещение по обочине автомобилям коммунальных и дорожных служб, а также грузовым авто для подвозки грузов к месту доставки.

Имеется разрешение для движения по обочине и у водителей велосипедов и мопедов, согласно пункту 24 ПДД, а также у гужевого транспорта и вьючных животных, согласно пункту 25 ПДД.

Для всех остальных транспортных средств езда правой обочине, объезд пробки, обгон — это все безусловное нарушение ПДД, которое наказывается административным штрафом при фиксации нарушения инспектором ГИБДД или камерой автоматической фиксации.

Выезд на встречную обочину с левой стороны

Выезд на встречную обочину слева безрассудный водитель чаще всего совершает с целью обгона или объезда пробки/затора на дороге. С точки зрения ПДД — это более серьезное правонарушение, так как нарушается сразу несколько правил дорожного движения. Самым серьезным нарушением в таком случае может быть выезд на встречную полосу движения, что чревато лишением водительских прав на 4-6 месяцев или административным штрафом в 5000 рублей. Следует помнить, что объезд пробки или затора на дороге не считается в ПДД объездом препятствия, за который полагается штраф в 1500 рублей.

Как бороться с нарушителями-обочечниками своими силами

Если вы стремитесь к тому, чтобы общественными и личными усилиями уменьшать количество нарушителей, не считающихся с запретом на передвижение на обочине, вы можете способствовать их наказанию.

Для этого нужно:

  1. Сделать съемку факта нарушения (на мобильный телефон или видеорегистратор).
  2. Зайти на сайт ГИБДД, выбрать свой регион и подать жалобу.
  3. В жалобе указать сведения о нарушителях и изложить свою просьбу об их наказании.
  4. Ожидать звонка сотрудников Госавтоинспекции, которые, скорее всего, попросят дать более подробные показания.

Вы можете приложить видео прямо к заявлению, но здесь нужно учитывать, что максимальный размер файла – 5 мгб. Поэтому вам нужно уменьшить формат видео (что повлияет на его качество) либо добавить его на сторонний сайт (например, на порталы, посвященные борьбе с автохамами) и привести в тексте жалобы ссылку на него.

Несколько советов по повышению вероятности успешной борьбы с «обочечниками»:

  • Следите за тем, чтобы на видео и фото максимально четко были зафиксированы номера нарушителя.
  • Подавайте жалобы по месту жительства, потому что вероятность вызова в ГИБДД для дачи показаний высокая.
  • Не фиксируйте слишком большое количество нарушений, потому что на каждое из них будет составлен отдельный протокол, что потребует дополнительного времени.

И будьте готовы к тому, что по закону у нарушителя есть право затребовать информацию о том, кто подал на него жалобу. А это может привести к осложнениям и выяснению отношений в личном формате.

Посмотрите видео о том, как эффективно бороться с «обочечниками»:

Как избежать штрафных санкций и отстоять свои права

Если нарушение было зафиксировано даже видеокамерой, установленной на трассе, не стоит сразу оплачивать штраф за обочину. Если есть желание и определённые юридические знания, то лучше попытаться доказать свою невиновность.

В первую очередь, нужно убедиться, что номер ТС был точно распознан на фотографии или на видеофайле. Затем следует уточнить, не выписаны ли за одно и то же нарушение несколько штрафов. Это может произойти по причине близкого расположения комплексов видеофиксации, которые фиксируют одно и то же нарушение одновременно несколькими видеокамерами. Если пришла квитанция об оплате второго штрафа, то его можно и нужно обжаловать.

Каждый водитель теоретически может обосновать, что двигался по обочине вынужденно, для объезда другого автомобиля, чтобы избежать аварийной ситуации на этом участке дороги. Здесь нужно иметь в виду, что видеокамеры могут фиксировать не весь участок. В таком случае следует в качестве доказательства приложить видео, сделанное на своём видеорегистраторе или смартфоне.

Перед подачей жалобы можно выяснить, соответствует ли видеокамера существующим ГОСТам и нормам ПДД. Для этого надо попросить показать сертификаты и документы о периодической проверке их работоспособности. При наличии каких-то зацепок можно попробовать в суде доказать свою невиновность. Если проанализировать судебную статистику, то около 2/3 судебных исков удовлетворяются в случае наличия у водителей доказательств неисправности технических средств фиксации.

Комплекс фото- и видеофиксации

Доказать свою невиновность можно и в случае, если за рулём в момент нарушения находился не собственник машины, а другой человек, которому было разрешено управлять автомобилем на основании страхового полиса ОСАГО. Это можно доказать при наличии фотографий или видеозаписи, на которых можно увидеть, что за рулём был не автовладелец. Можно также предоставить и иные доказательства в виде билетов на самолёт, поезд или автобус, табель учёта рабочего времени, командировочное удостоверение, визы о пересечении границы России или гостиничные квитанции. В суд можно привести и свидетелей, которые подтвердят, что этот человек находился с ними в командировке или на отдыхе и не мог быть в этом момент за рулём машины.

ПДД лучше не нарушать, но если сотрудники ГИБДД необоснованно пытаются выписать штраф за движение или обгон по обочине, то нельзя опускать руки. Чем больше у водетеля будет доказательств своей невиновности, тем выше шансы выиграть процесс и избежать штрафных санкций или лишения прав за вождение машины на обочине и в иных неустановленных и запрещённых местах.

Как оспорить, если записано на камеру

В соответствии со статьей 30.1 КоАП административное нарушение, в том числе и для юридических лиц, может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вынесения постановления или протокола (статья 30.3 КоАП):

  • в подразделении ГИБДД (МАДИ, ЦАФАП и так далее)
  • в суде

Для отмены административного наказания требуется подать письменную жалобу (заявление, обращение), к которой приложить:

  • копию постановления о совершении административного правонарушения, зафиксированного камерой слежения
  • копии документов на автомобиль

В заявлении на отмену штрафа рекомендуется указать:

  • наименование подразделения, в которое подается заявление на отмену административного штрафа (наименование судебного органа)
  • ФИО и контакты заявителя
  • реквизиты постановления по делу об административном правонарушении
  • дата вынесения постановления
  • ФИО инспектора
  • описание совершенного нарушения, существенные обстоятельства по делу и назначенное наказание
  • основание для отмены постановления
  • способ получения ответа
  • дата подачи жалобы
  • перечень прилагаемых документов

Основаниями для отмены штрафа за проезд по обочине могут быть:

  • отсутствие автомобиля на месте совершения нарушения, что может быть доказано фотографиями, записями видеокамер или показаниями свидетелей
  • наличие существенных ошибок в постановлении
  • несоответствие транспортного средства на фото базе данных ГИБДД
  • отсутствие на фото автомобиля
  • нечитаемость знаков на приложенном фотоснимке
  • автомобиль – нарушитель был ранее продан (подарен, передан в аренду и так далее), что зафиксировано соответствующими документами

Заявление на рассмотрение может быть подано несколькими способами:

На рассмотрение обращений, не зависимо от способа подачи документов, отводится 30 дней.

В случае отказа в отмене штрафа решение может быть обжаловано в суде или вышестоящей организации.

Является ли обочина составляющей дороги

Пункт 1.2 ПДД прямо определяет обочину как элемент дороги, примыкающий к ПЧ на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный разметкой 1.2. Соответственно этому определению обочина считается частью дороги, а использовать ее для передвижения разрешается:

  • автомобилям коммунальных, экстренных и специальных служб (включая и полицейские);
  • коммерческому транспорту, подвозящему продукты/товары в расположенные у трассы магазины;
  • машинам той дорожной компании, которая обслуживает данную дорогу;
  • гужевым повозкам и тихоходным ТС, неспособным разогнаться быстрее 30 км/ч;
  • велосипедам, скутерам и приравненным к ним средствам передвижения;
  • пешеходам — согласно поправкам, принятым к ст. 12.29 КоАП РФ в 2017 г., в условиях недостаточной видимости (в темноте) последние должны передвигаться вдоль ПЧ загородных трасс исключительно в одежде со светоотражающими элементами.

Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?

В первую очередь обратимся к пункту 9.9 ПДД:

9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Итак, из этого пункта можно сделать следующие выводы:

  1. В большинстве случаев движение автомобилей по обочинам запрещено.
  2. Есть несколько исключений, рассмотренных в других пунктах правил. Часть этих пунктов приведена в этой статье ранее (для велосипедистов, мопедов и гужевого транспорта), часть будет рассмотрена ниже.
  3. По обочинам могут ездить транспортные средства коммунальных служб и дорожно-эксплуатационных служб, т.е. автомобили, занимающиеся обслуживанием и уборкой дорог.
  4. По обочинам могут ездить автомобили, подвозящие грузы к объектам, расположенным непосредственно у обочин.

Что касается обычных легковых автомобилей, то в большинстве случаев они не попадают в приведенный выше список, то есть ездить по обочинам не могут.

Штраф за езду по обочине на трассе

Проезд по правой обочине трассы трактуется, как нарушение правил маневрирования. Наказание накладывается в соответствии с нормами пункта 1 статьи 12.15 КоАП РФ. Лицо обязано заплатить штраф в размере 1500 руб.

Езда по левой обочине на трассе в нарушение разметки в 2021 году карается более серьёзно. В дополнение к нарушениям правил маневрирования вменяется движение по встречной полосе. Нормы, касающиеся выезда на встречку через сплошную полосу, регламентирует пункт 4 статьи 12.15 КоАП РФ. За нарушение налагается штраф в размере 5000 руб или выполняется лишение водительских прав на срок до 4-6 месяцев.

Если нарушение допущено повторно, в действие вступает пункт 5 статьи 12.15 КоАП РФ. В этом случае гражданина лишат водительских прав на срок до 1 года. Однако если происшествие на трассе было зафиксировано в автоматическом режиме, удостоверение не заберут. На нарушителя будет наложен штраф в размере 5000 руб.

Пункт 3 статьи 12.15 КоАП РФ снижает денежное взыскание за езду по левой обочине трассы до 1000-1500 руб, если выполняется объезд препятствия. Однако в 2021 году подобная норма не распространяется на лиц, решивших подобным образом избежать ожидания в пробке. В соответствии с пунктами 1.2 ПДД РФ, затор на дороге препятствием не признается.

Основные требования ПДД

Помимо того что по обочинам разрешается передвигаться перечисленным участникам дорожного движения, их допускается использовать и обычным автолюбителям, но лишь для некоторых маневров:

  1. Для разворота — п. 8.8 ПДД гласит, что данный элемент дороги может использоваться водителем для разворота вне перекрестков, если ширина ПЧ слишком мала для совершения маневра из крайнего левого и даже правого положений.
  2. Для остановки и стоянки — п. 12.1 ПДД разрешает водителям съезжать с правой крайней полосы за границу ПЧ. При этом не имеет значения, отделена последняя от обочины линией разметки либо вообще не обладает таковой (что встречается у многих загородных двухполосных асфальтовых и грунтовых дорог). В любом случае авто рекомендуется останавливать как можно дальше от края ПЧ, а при недостаточном освещении для безопасности не выключать фары.

Кроме разрешающих действий, ПДД содержит и прямой запрет на передвижение вдоль крайних полос дорог для определенных ТС. В частности, обычным автомобилистам езда по ближней к ним обочине грозит штрафом в 1500 рублей.

Такая санкция, определяемая ч. 1 ст. 12.15 КоАП, часто применяется по отношению к любителям объезжать автомобильные заторы. При этом, будучи пойманными сотрудниками ГИБДД, такие нарушители нередко пытаются избежать наказания, представляя свои действия не как обгон или опережение пробки по обочине, а как объезд препятствия в условиях крайней необходимости.

На аналогичную сумму в 1500 р. водитель накажет сам себя, если промчится по обочине, переоборудованной под велодорожку (обозначается знаком 5.14.2). Кроме того, на данный элемент дороги обычным механическим ТС запрещено съезжать даже для остановки и разворота.

○ Советы юриста: как доказать невиновность?

Некоторые нарушители пытаются избежать штрафа или обжаловать штраф объяснением, что они просто пытались выбрать достойное место для остановки и задумались в процессе поиска – ведь останавливаться на обочине разрешено!

Это не может служить оправданием. Выбирать место для парковки нужно, находясь на проезжей части. Для предотвращения спорных ситуаций лучше включить аварийную сигнализацию во время остановки, правилами это допускается.

Следует сказать, что камера не расценивает парковку на тротуаре, ширина которого более шести метров, как нарушение.

Соблюдайте правила и не поддавайтесь на провокации недобросовестных сотрудников полиции.

Видео

Одно из самых частых нарушений ПДД – езда на обочине. Почему мы позволяем себе сознательно игнорировать ПДД?
Смотрите сюжет программы «За рулем»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector