Индивидуальная программа реабилитации инвалида: что в нее входит в 2021 году, как получить льготы

Куда обратиться за ИПР, как оформить карту ИПРА

ИПР разрабатывается членами МСЭ в момента присвоения гражданину группы инвалидности. Для получения карты, необходимо предоставить медицинские документы, подтверждающие наличие заболевания и необходимость в получении мероприятий реабилитации и абилитации.

В какой срок будет разработана ИПР

ИПР разрабатывается в течение нескольких часов и выдается вместе с заключением о присвоении группы инвалидности. Если гражданин обратился за картой после получения инвалидности, например, при отказе от разработки ИПР в момент присвоения группы, то документ разрабатывается по заявлению гражданина на основании предоставленных документов и заключения комиссии МСЭ в течение часа.

ИПР выдается сроком на 1 – 18 лет, либо бессрочно.

Как быть, если инвалид не согласен с записями в карте ИПРА

После разработки ИПР члены комиссии предоставляют документ гражданину на ознакомление. Если инвалид не согласен с комплексом мер и мероприятий, обозначенных в карте, он проставляет соответствующую отметку « С содержанием программы не согласен» и ставит подпись. Кроме того, рекомендуется указать причину своего несогласия.

Далее, инвалид обжалует решение комиссии и комплекс мер, обозначенный в ИПР в главном бюро МСЭ. Члены вновь созданной комиссии исследуют доводы инвалида, оценят его состояние и вынесут решение. На его основании разрабатывается новая карта.

Если главное Бюро МСЭ выносит отрицательное решение, инвалид вправе обжаловать его в Федеральном бюро МСЭ, Министерстве труда и в суде.

Порядок внесения изменений в ИПР

Внесение изменений в ИПР происходит путем разработки нового документа. Для этого потребуется подготовить пакет документов:

  • заключение лечащего врача;
  • отправная карта;
  • медицинская карта больного;
  • амбулаторные анализы;
  • гражданский паспорт инвалида, СНИЛС, свидетельство МСЭ.

Далее вновь проводится комиссия МСЭ, на которой выносится решение о внесение изменений в ИПР.

2.2 Структура ИПР

Форма ИПР подразделяется на несколько частей. Начинается она
с подробных индивидуальных сведений об инвалиде. Этот раздел, помимо анкетных
данных, включает в себя сведения:

об образовательном уровне (общем и профессиональном);

о профессиях и специальностях, квалификации и выполняемой к моменту
освидетельствования работе (если таковая есть или была);

о группе инвалидности и степени ограничения способности к
трудовой деятельности.

На основании объективных данных делается экспертное
заключение и формируется реабилитационная программа.

Форма ИПР содержит: программу медицинской реабилитации; программу
профессиональной реабилитации; программу социальной реабилитации; программу
психолого-педагогической реабилитации (для детей до 18 лет).

Медицинская
реабилитация инвалидов
осуществляется с целью восстановления
или компенсации утраченных или нарушенных функций организма человека. Медицинская
реабилитация включает:

1. Восстановительную терапию.

2. Реконструктивную хирургию.

3. Протезирование и ортезирование.

4. Обеспечение техническими средствами медицинской
реабилитации.

5. Санаторно-курортное лечение неработающих инвалидов.

Программа социальной реабилитации в рамках ИПР
включает:

информирование и консультирование по вопросам
социально-бытовой реабилитации инвалидов;

обучение самообслуживанию, в том числе информирование о
технических средствах реабилитации, обучение технике и методическим приёмам для
самообслуживания, обучение правилам личной гигиены, пользованию одеждой,
одеванию, приёму пищи и т.д.;

адаптационное обучение семьи инвалида, обеспечивающее
информирование, консультирование и обучение семьи инвалида по различным
вопросам;

обучение инвалида пользованию техническими средствами
реабилитации;

организацию жизни инвалида в быту;

обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации,
включая подбор, доставку технического средства, его сервисное обслуживание;

обучение персональной сохранности, которое включает
овладение знаниями и навыками таких видов деятельности, как пользование газом,
электричеством, туалетом, ванной, транспортном, лекарствами и др.;

обучение социальным навыкам;

обучение социальному общению;

обучение социальной независимости;

оказание помощи в решении личных проблем, которое включает
обеспечение инвалидам контроля рождаемости, получение знаний в области полового
воспитания, воспитания детей и др.;

консультирование по правовым вопросам;

обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятиями
физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний о различных видах
спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого
специальными техническими средствами, информирование о соответствующих
учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации.

Профессиональная
реабилитация инвалида
— это процесс и система
восстановления конкурентоспособности инвалида на рынке труда. Программа
профессиональной реабилитации включает следующие мероприятия и услуги:

1. рекомендации о противопоказаниях и доступных условиях и
видах труда,

2. Профессиональная ориентация.

3. Профессиональное обучение (переобучение),

4. содействие в трудоустройстве,

5. технические средства реабилитации для профессионального
обучения (переобучения) или труда.

Программа психолого-педагогической реабилитации для
детей до 18 лет включает следующие мероприятия:

1. получение дошкольного воспитания и обучения,

2. получение общего образования,

4. технические средства реабилитации для обучения.

Итак, карта ИПР включает несколько разделов. Самыми важными
являются разделы, включающие реабилитационные мероприятия по медицинской,
социальной профессиональной и психолого-педагогической реабилитации. Каждый
раздел состоит из двух частей. В первой намечаются мероприятия, услуги и
технические средства, необходимые инвалиду для реабилитации. Вторая часть
содержит сведения об исполнителях, формах реабилитации, о сроках выполнения
программы и результатах проведённой реабилитации (либо причинах невыполнения).

При формировании программы социальной реабилитации
необходимо определить:

исполнителя (учреждение);

форму реабилитации (амбулаторная, стационарная, пансионат,
отделение дневного пребывания, реабилитационная квартира, клубная);

сроки выполнения;

объём (содержание и количество реабилитационных мероприятий);

прогнозируемый результат (возможность компенсации,
достижение самообслуживания, самостоятельного проживания или интеграции в
общество).

Преимущества ИПР

Разработка планов профессионального развития помогут сформировать единую команду, заинтересованную в расширении предприятия и отстаиванию интересов руководителя. 

Зачем ИПР для работодателя? 

мотивация подчиненных для приобретения новых знаний;
определение задач и стратегии продвижения фирмы, учитывая компетенции персонала;
демонстрация важности обучения и статуса подчиненного;
внедрение теоретических навыков в практическую работу предприятия. 

Зачем ИПР сотруднику? 

  • личностный и профессиональный рост;
  • обретение новых знаний, используя ресурсы компании;
  • повышение собственной ценности в составе команды;
  • хорошие отношения с работодателем;
  • расставление приоритетов и четкий порядок действий;
  • повышение и увеличение заработной платы;
  • премии, грамоты и т.д.

Условия оформления и получения карты

Для оформления документа ИПР инвалиду необходимо пройти специальную комиссию МСЭК. Выписка из протокола этой комиссии несёт информацию для заполнения документа, и её формуляр будет предоставлен по месту обслуживания инвалидов в районное БМСЭ. Подчинённость этого бюро – Минсоцразвития РФ. В случае неправомерности действий сотрудников БМСЭ обращаться за разъяснениями необходимо именно в это министерство.

Исключением в алгоритме оформления карточки являются инвалиды по зрению, которые получают формы в спецподразделениях МСЭ по вопросам офтальмологии.

Для получения карточки необходимо выполнить следующий порядок действия:

  1. Обратиться к лечащему врачу за получением направления на медкомиссию.
  2. Подать заявление на ИПР в госслужбу медико-социальной экспертизы. Подача заявления осуществляется в двух экземплярах. На экземпляре заявителя ставится штамп о получении бумаги с указанием даты и расшифровка фамилии ответственного сотрудника. Заявление обычно стандартной формы, бланк которого предоставляется в приёмной МСЭ, образец заполнения можно увидеть там же.

Важно указать в заявлении все необходимые типы реабилитационных мероприятий, в которых нуждается нетрудоспособное лицо. Перечислить все средства, которые, по мнению обратившегося, смогут помочь стать человеку полноценным членом общества

Обычно для этих примечаний есть специально отведённое место в заявлении

В случае отсутствия такого раздела в бланке можно сделать дополнение на свободном месте листа с пометкой «Прошу принять во внимание!»

Так как инвалидность касается множественных функционалов организма, то уникальность болезни может не быть в компетенции врачей, составляющих МСЭ. Поэтому при прохождении комиссии претенденту на форму необходимо чётко обозначить свои потребности и пожелания для составления полной картины необходимых реабилитационных мероприятий.

При получении заполненной формы претендент должен изучить все сделанные записи и в случае согласия с ними засвидетельствовать их своей личной подписью или это должен сделать его представитель. Обнаружив неполный перечень индивидуальных потребностей или неточностей в описании анамнеза необходимо сделать запись: «С данными, указанными в карте, не согласен». И обязательно указать причину несогласия.

Действия сотрудников комиссии подлежат обжалованию в вышестоящей организации. К жалобе приложить копию поданного заявления и карточки, предоставленной сотрудниками районного отделения. Внесение корректива в документ осуществляется после повторного прохождения комиссии. И, если другой состав комиссии обнаружит недоработки, в карту обязаны внести изменения.

Новую редакцию плана реабилитации удостоверяет председатель МСЭ и скрепляет документ печатью Главного бюро. В случае несогласия с выводами ГМСЭ следующей инстанцией является Министерство по юридической подчинённости. Обращение содержит конкретную информацию о том, какой характер изменений не внесли в документы

Важно знать, что обратиться в суд для решения вопроса о нарушении прав недееспособного человека реально на любой стадии взаимодействия с МСЭ

ИПР ребёнка-инвалида очень важный документ, оформляемый в установленном порядке и указывающий привилегии, которые предусмотрены для недееспособных детей. В последнее время всё чаще претворяются в жизнь ДОУ с инклюзивным образованием. По статистическим сведениям учреждения для особенных детей существуют в 11 регионах страны. Планы развития в этом направлении предоставлены на официальном сайте Минсоцразвития РФ. Осуществляется подготовка педагогов для работы в таких ДОУ за счёт государственных ассигнований.

Абилитация для детей с ограниченными возможностями здоровья

Процесс абилитации наиболее актуален для детей раннего возраста, имеющим какие-либо отклонения в развитии. Если ребенок рождается с ограничениями по здоровью, то это значит, что он будет отставать от сверстников и не сможет самостоятельно развить необходимые для нормальной жизни функциональные способности.

Целью абилитации является не только стремление модифицировать или лечить умственные или физические отклонения, но и обучить ребенка достижению целей альтернативными путями, если привычные пути блокированы, а также адаптировать окружающую среду для компенсации функций, отсутствующих у ребенка с инвалидностью.

Если абилитация начата поздно, она может оказаться трудновыполнимой и малоэффективной. Это может произойти в случаях, когда, например, дети с грубой задержкой речевого развития или церебральным параличом, начинают получать соответствующую помощь в возрасте семи-девяти, а то и более, лет. Мероприятия по абилитации могут начинаться уже с мониторинга состояния будущей мамы и выхаживания ребенка, рожденного с отклонениями в развитии. А начинать проводить комплекс лечебных, логопедических, педагогических и других абилитационных мероприятий нужно уже на первом году жизни ребенка.

Главными задачами как абилитации, так и реабилитации является оказание помощи людям с инвалидностью в более успешной социализации, устройстве личной и профессиональной жизни и приобретении материальной независимости.

В России создана целая сеть абилитационных центров для инвалидов детства, в которых оказываются все виды помощи и реализуются программы абилитации для детей с двигательными, слуховыми, зрительными нарушениями, позволяющими в полной мере реализовать потенциал малышей.

Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов

Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.

Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:

1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.

2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.

3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.

4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.

Особенность проведения таких мероприятий — их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.

Что надо знать лицу, получившему индивидуальную программу

Карта ИПРА разрабатывается на тот срок, на который человеку определяют инвалидность: от 1 или 2 лет, детям – до 14 или 18 лет. Если лицу установлена группа без переосвидетельствования, то ИПРА оформляется на неопределенный срок. При необходимости инвалид может быть повторно направлен на медико-социальную экспертизу (МСЭ) для ее коррекции. Этот вопрос решает лечащий врач по месту жительства.

Рекомендации в реабилитационной карте разрабатываются индивидуально. Однако объем и виды мероприятий, указанные в конкретной программе не могут быть меньше того федерального перечня, который гарантирован всем инвалидам. Восстановлением лиц с хроническими заболеваниями занимаются только профессионалы с опытом работы и соответствующим образованием.

По приказу Минздрава РФ № 1705н от 2012 г лица и организации обязаны отвечать квалификационным требованиям и постоянно подтверждать свою пригодность к труду. Гражданин уполномочен самостоятельно решать, какими именно средствами, видами помощи, консультаций из предложенных экспертами он будет пользоваться.

В ИПРА указывают не только план реабилитационных мероприятий и технические средства, которые инвалид получит бесплатно, но и те, которые можно приобрести за деньги или заказать в организациях любой формы собственности. Например, пациенту рекомендовано эндопротезирование сустава. Операция возможна не только по квоте за счет ОМС, но и за полную стоимость в любой выбранной клинике.

Однако инвалиду не следует рассчитывать на проведение бесплатного лечения в другой стране (Германии, Израиле), если он может получить подобную помощь на территории РФ. Если больному полагается тот вид помощи или услуги, который предоставляют бесплатно, он приобретет ее за полную стоимость и сможет подать документы на возмещение затрат. Порядок выплаты компенсации, сумма определяется индивидуально

Получить консультацию о возможности приобретения тех или иных видов технических средств, медицинской помощи, получения услуг можно в местном фонде социального страхования (ФСС). Выполнение реабилитационных мероприятий является обязательным для указанных в программе местных и федеральных организаций, независимо от их формы собственности. Контроль за этим возложен на ФСС.

Перечисленные в ИПРА средства, методы и условия лечения, а также другие виды помощи имеют вид рекомендаций. Если инвалид откажется от предложенных методов, то учреждения, отвечающие за исполнение, освобождаются от своих обязанностей. Пенсионер может заполнить отказ в письменной форме в самом бюро МСЭ или просто проигнорировать назначения.

В случае невыполнения инвалидом рекомендаций по восстановлению здоровья, при очередном переосвидетельствовании эксперты могут отказать в установлении группы без дальнейшего переосвидетельствования. Причина этого кроется в невозможности оценить эффективность реабилитационных мероприятий.

Виды реабилитации инвалидов

Реабилитационные услуги для инвалидов, состоят из нескольких взаимосвязанных между собой методов, каждый из которых направлен на оздоровление и полную адаптацию в социуме.

  1. Медицинский.
  2. Социальный.
  3. Педагогический.
  4. Психологический.
  5. Комплексный.

Медицинский

Медицинская реабилитация инвалидов, предусматривает все возможные меры для полного, или частичного восстановления функций организма, утраченных в результате болезни, травмы. Сюда входят следующие направления: санитарно-курортное лечение, протезирование, реконструктивная хирургия, ортезирование (использование специальных конструкций фиксирующих, корректирующих и активизирующих работу конечностей).

Чтобы метод приносил результаты, его дополняют:

лечебной физкультурой, позволяющей с осторожностью разрабатывать суставы и мышцы, развивать двигательную активность и координацию движений на специальных тренажерах;
физиотерапией, включающей – прогревания, водолечение, лечение электричеством и ультразвуком. Помогает снимать отеки, обезболивать, быстрее регенерировать поврежденные ткани;
лечебным массажем, способным предотвратить пролежни, улучшить кровообращение и процесс обмена веществ;
эрготерапией, одно из направлений ЛФК, направленное на создание алгоритма, для возобновления навыков самообслуживания.

Социальный

Этот метод помогает инвалидам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию, утратившим способности самостоятельно организовать свою жизнедеятельность, восстановить себя, как личность. Содержание программы социальной реабилитации инвалидов, состоит из двух частей:

  1. Абилитация в быту – очень важна, для слепых, неговорящих, детей страдающих ДЦП и взрослых инвалидов с детства. Она не только натренирует новые навыки, а поможет, семье найти лучший вариант совместного проживания. Также социально-бытовая абилитация предусматривает подготовление жилья для больного.
  2. Ориентация в социальной среде – служит, для помощи людям с ограниченными возможностями, в адаптации к условиям жизни, с учетом их вновь обретенных навыков. Дает возможность получить работу, обучаться, поможет быть полезным членом общества, а не находиться на содержании и довольствоваться пособием от государства.

Большое значение имеет профессиональная реабилитация, когда на предприятиях переоборудуются рабочие места, создаются новые, людей переквалифицируют на другие специальности с учетом их физических особенностей.

Педагогический

Педагогическая реабилитация, понятие, включающее в себя, развитие и поддержание творческих способностей для взрослых, и обучающий, коррекционно-развивающий процесс для детей-инвалидов. Основой для этого вида восстановления, должна быть постоянная мотивация и поддержание интереса во время занятий

Лучше всего проводить обучение в небольших группах, где каждому уделяется внимание, и будет заметней прогресс развития

Достичь результатов, можно при, непосредственном участии семьи лиц с ограниченными возможностями, выполнении всех рекомендаций специалистов и развивающими занятиями в домашнем кругу.

Психологический

Психологическая коррекция, относится к одному из действенных методов, она способна активировать внутренние резервы больных людей. В случае некоторых психических болезней, неговорящим инвалидам, лицам не желающим смириться со своим состоянием, допускается внушение для указания соответствующих действий и норм поведения.

Суть психотерапии заключается в убеждении лечиться, бороться с болезнью, научиться с ней жить и решать социальные проблемы. Подавлять, отрицательные реакций, и реагировать только на положительные эмоций.

Комплексный

Комплексная реабилитация, сочетает пять видов, к которым относятся:

  • медицинская;
  • психологическая;
  • социальная;
  • социально-культурная;
  • профессиональная реабилитация.

Значение комплексной реабилитации неоценимо, хотя ИПР всего лишь рекомендация, а воспользоваться ею полностью, частично, решать только больному или его опекунам. Благодаря индивидуальным программам, лица с ограниченными возможностями, могут интегрироваться в социальные группы и структуры, решать от бытовых до политических вопросов.

Бюджетные средства, выделяемые на реабилитационные мероприятия, не могут быть заменены денежным эквивалентом.

Что нужно знать об ИПР

ИПР представляет собой специальный курс, разработанный для конкретного человека. Ее выписывают на основе заключения врача. Она включает в себя перечень медицинских и других реабилитационных мероприятий, благодаря которым можно достичь скорейшего посттравматического восстановления, а также возобновления или компенсации деятельности пострадавших органов.

Иными словами, в ходе этого процесса осуществляются все меры по восстановлению здоровья больного, чтобы он мог начать вести полноценную жизнедеятельность. Каждому участнику программы выдается специальная карточка ИПРа. Что это за карта, и зачем она нужна, мы расскажем далее.

Как составить индивидуальный план развития?

Программа индивидуального развития сотрудника не принесет результата, если будет невыполнимой, к тому же это нанесет удар по репутации руководителя и командным отношениям. Чтобы избежать такого сценария, следует представлять вектор движения и следовать рекомендациям экспертов по составлению ИПР. 

  1. Выберите 1-2 направления, чтобы достичь максимальной результативности. 
  2. Разработайте полный список мероприятий от получения теоретических знаний до применения их на практике. 
  3. Учитывайте персональные качества и скорость усвоения информации каждого работника. 
  4. Следите за равномерным распределением нагрузки. 
  5. Создайте последовательную программу обучения, используя только один метод для каждого этапа. 
  6. Привлеките консультантов и коучей для разработки эффективной системы. 

Чтобы этого избежать, учтите главные причины, по которым ИПР не будет работать: 

  • Выбор неправильной компетенции, когда у сотрудника нет рабочей потребности в навыке. Например, креативное мышление не пригодится финансовому аналитику. 
  • Отсутствие логики и конкретики. Без понятных ориентиров не достичь результата. 
  • Недостаток желания у работника достигать конкретного навыка. Чтобы избежать этого, проводите предварительный опрос коллектива, используйте психологические тесты или диагностику по методу Hogan. 
  • Выбранная компетенция не нужна для фирмы и бизнеса в целом. 
  • Замена совершенствования навыков производственными задачами. В таком случае происходит не совершенствование подчиненного, а исполнение его должностных обязанностей. 
  • Нарушение логики образования. Сюда относится недостаточность учебной литературы, отсутствие наставников, тренингов или практического опыта для применения полученных умений. 
  • Превышение лимита теоретических знаний без практического закрепления. 
  • Переизбыток информации, которую должен усвоить сотрудник. Большое количество книг и курсов вызывают отторжение и не позволяет сосредоточиться. 
  • Сверхмалый срок для реализации персональной программы, за который невозможно добиться перемен. Искусственное ускорение процесса не приведет к успеху. 

Компенсация расходов инвалиду при самостоятельном приобретении тех. средств

Вопросами назначения компенсации занимается все тот же исполнительный орган ФСС РФ по месту жительства инвалида. Выплата назначенной компенсации производится в порядке очередности. Предоставляется она только в двух случаях:

  1. Если инвалид сам, за свои деньги, купил положенные ему мед. изделия.
  2. Когда тех. средство, которое предусмотрено ИПР, невозможно предоставить инвалиду.

При самостоятельном приобретении тех. средств компенсация назначается следующим порядком. Как принято, инвалид (иное полномочное лицо, представляющее его интересы) подает заявление о предоставлении компенсации. Вместе с ним он предъявляет документы, где отражены суммы его расходов.

Именно документальное подтверждение понесенных трат — основание для положительного решения по возмещению расходов за покупку средства. Компенсация не выплачивается:

  • когда инвалид отказался от положенных ему тех. средств;
  • если он купил мед. изделия, которые не рекомендованы, не предусмотрены ИПР.

Размер компенсации соотносится с реальной стоимостью того мед. изделия, которое следует предоставить инвалиду по ИПР. Т. е. компенсация здесь — это сумма понесенных по факту трат при покупке, которая не может превышать стоимость предусмотренного по ИПР тех. средства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector