О проблеме оценки заявок

Содержание:

В каких закупках потребуется подтверждение квалификации участника

Подтверждение квалификации участника тендера перед подачей заявки требуется не всегда, а только в некоторых случаях, определенных Постановлением Правительства № 99 от 4 февраля 2020 г. (последние изменения внесены 15.10.2019 г.), регламентирующих закупки. Наиболее актуальными являются:

  • Закупки, связанные с сохранением архитектурно-исторического наследия, памятников культуры.
  • Закупки, связанные со строительством, ремонтом, реконструкцией или сносом объектов недвижимости, начальная минимальная цена (НМЦ) которых превышает 10 млн. рублей.
  • Закупки, связанные с ремонтом и содержанием автодорог, НМЦ которых превышает 10 млн. рублей.
  • Закупки, связанные с поставками продуктов в социальные учреждения (детские сады, школы, больницы и т. д.), сумма которых превышает 500 тыс. рублей.
  • Закупки, связанные с организацией отдыха и оздоровления детей.

Раньше, до 01.07.2019 г., документы о квалификации участника тендера подавались вместе с заявкой, если закупка попадала в категорию, указанную в Постановлении.

Начиная с июля 2020 года, такие документы подаются заранее, чтобы оператор ЭТП подтвердил соответствие особым требованиям по типам работ. Когда подтверждение получено, можно подавать заявку на участие в тендере. Заказчику документы направляются автоматически.

Когда вы начнете оформлять заявку на площадке, то увидите сообщение, что необходимо подтверждение квалификации участника тендера. Возможно, что у вас получится отправить заявку, добавив к ним соответствующие документы, но они сразу же будут вам возвращены.

На проверку уходит до 5 рабочих дней со дня подачи документов. Бывает, что сроки закупки очень сжаты (например, не более недели), тогда поставщик, не имеющий подтвержденной квалификации, рискует их пропустить.

Какие критерии оценки предусмотрены законом

Критерии оценки делятся на стоимостные и нестоимостные. Нестоимостные критерии, в свою очередь, делятся на показатели.

Стоимостные критерии — это:

  • цена контракта (п. 1 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ);
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ (п. 2 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ);
  • стоимость жизненного цикла товара или созданного объекта (п. 5 Правил оценки заявок N 1085);
  • расходы по энергосервисному контракту (ч. 9 ст. 108 Закона N 44-ФЗ).

Нестоимостные критерии — это:

квалификация участников (п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).

Этот критерий имеет показатели (п. 27 Правил оценки заявок N 1085):

— квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов);

— опыт по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;

— обеспеченность материально-техническими ресурсами (наличие производственных мощностей, техоборудования);

— обеспеченность трудовыми ресурсами;

— деловая репутация.

качественные, функциональные, экологические характеристики товара (п. 3 ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).

Этот критерий имеет показатели (п. 25 Правил оценки заявок N 1085):

— качество товаров (работ, услуг);

— функциональные, потребительские свойства товара;

— соответствие экологическим нормам.

Правила, по которым устанавливается требование к компетенциям

Указывая требования к опыту участника по 44 ФЗ, заказчики обязаны учитывать правила, по которым учитываются компетенции претендентов на контракт:

  • опыт в конкретном регионе: по закону это запрещено. Нельзя требовать от участника иметь опыт на территории определенного региона. Это ограничивает конкуренцию и нарушает контрактное законодательство. Например, госзаказчик, который располагается на территории Москвы, объявляет конкурс на заключение соглашения, исполнение которого состоится тоже в Москве. Для подтверждения компетенции потенциальный контрагент предоставляет договоры, которые он исполнил в другом регионе, не только в Москве. Заказчик не отвергает такие договоры;
  • требование соответствовать предмету закупки: госзаказчик требует подтверждения тех навыков, которые необходимы для исполнения будущего соглашения, и не более того. Например, если госзаказчик выбирает компанию, которая осуществит строительство нового объекта, нет оснований требовать навыков работы с памятниками культурного наследия;
  • успешность: потенциальный контрагент не просто имеет компетенции для исполнения аналогичных соглашений, требования к опыту работы по 44-ФЗ предполагают, что исполнение предыдущих контрактов прошло без нарушений по вине участника и без случаев предъявления к нему претензий в связи с исполнением.

Почему отталкиваться только от цены не всегда хорошо

Представим такой пример: заказчику необходимо приобрести спецтехнику. При этом базовая комплектация его не устраивает — необходимо, чтобы техника обладал дополнительными возможностями — Возможностью 1 и Возможностью 2. На рынке существует три компании, которые теоретически могут поставить нужный заказчику товар. Компания А поставляет технику в базовой комплектации, Компания Б может обеспечить Возможность 1, а Компания В – Возможность 2.

Если заказчик проведет аукцион и укажет в качестве требований лишь базовые параметры, то, вероятнее всего, победителем станет Компания А (меньше возможностей техники — ниже цена). Если же он укажет все необходимые ему критерии оценки, то никто из поставщиков к аукциону допущен не будет.

Если бы речь шла о закупке по 223-ФЗ, то у заказчика были бы некоторые возможности для маневра. Например, он мог бы применить метод приведенной стоимости, при котором все необходимые требования переводятся в стоимостное выражении, после чего происходит сопоставление цен. Однако закон 44-ФЗ таких возможностей не дает.

Какой вывод можно сделать из этого примера? Для эффективных закупок крайне важно устанавливать адекватные критерии и правильно оценивать в соответствии с ними поданные заявки

III. Оценка заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки

Оценка по нестоимостным критериям (показателям), за исключением случаев оценки по показателям, указанным в подпунктах «а»и «в» пункта 25настоящих Правил, и случаев, когда заказчиком установлена шкала оценки, осуществляется в порядке, установленном пунктами 21 — 24 настоящих Правил.

  1. В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее значение критерия оценки (показателя), за исключением случая, предусмотренного пунктом 20настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется по формуле:

НЦБi = КЗ x 100 x (Кmin / Кi),

где:

КЗ — коэффициент значимости показателя.

В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

Кmin — минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кi — предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.

  1. В случае если для заказчика лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки (показателю) является наименьшее значение критерия оценки (показателя), при этом заказчиком в соответствии с абзацем вторым пункта 11настоящих Правил установлено предельно необходимое минимальное значение, указанное в абзаце втором пункта 11настоящих Правил, количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi), определяется:

а) в случае если Кmin > Кпред, — по формуле:

НЦБi = КЗ x 100 x (Кmin / Кi);

б) в случае если , — по формуле:

НЦБi = КЗ x 100 x (Кпред / Кi);

при этом НЦБmin = КЗ x 100,

где:

КЗ — коэффициент значимости показателя. В случае если используется один показатель, КЗ = 1;

Кmin — минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Кпред — предельно необходимое заказчику значение характеристик, указанное в абзаце втором пункта 11 настоящих Правил;

Подготовка к проведению закрытого конкурса

Предусмотрен следующий порядок подготовки и проведения закупок, подходящих под условия закрытого конкурса.

Этап 1. Подготовка техдокументации

Представляемые документы должны содержать следующую информацию:

  • описание предметов закупки
  • техническое задание
  • обоснование начальной максимальной цены (НМЦ)
  • перечень возможных участников
  • правила их ознакомления с условиями торгов и допуска к ним
  • критерии, предъявляемые к подаваемым участниками заявкам
  • конкретизация формы приглашения к торгам и условия заключения договора
  • обоснование необходимости проведения закрытых аукционных процедур и общая информационная карта

Этап 2. Получение разрешения ФАС на проведение торгов

Подготовленная документация отправляется в антимонопольную службу, которая согласно ч. 3 ст. 84 Закона 44-ФЗ обязана рассмотреть её в течение 10 дней с момента получения. Реакция ФАС заключается в согласовании разрешения или его отклонении при наличии нарушений в оформлении или содержании. Такими нарушениями могут быть ошибки и несоответствия заявления и документов действующим законам. В частности, слишком малый круг потенциальных поставщиков может быть расценен как несоответствие антимонопольному законодательству.

В случае отказа в согласовании ответ ФАС должен быть направлен организатору торгов не позже, чем через 5 суток после получения ей документов. Предельный срок ответа об удовлетворении заявки составляет 10 суток. Само разрешение действительно в течение 3 месяцев со времени его выдачи.

Этап 3. Публикация извещения о торгах в ЕИС

После получения разрешения ФАС на торги необходимо опубликовать в ЕИС извещение о процедуре. Продолжительность размещения публикации – не менее 30 дней до момента вскрытия заявок на участие в торгах.

Содержание публикации требует повышенного внимания в связи с наличием секретной информации о предметах закупки. Сообщать можно лишь сведения о факте проведения аукциона и порядке доступа участников торгов к документации. Если публикация будет содержать секретную информацию, торги будут отменены. Другая информация, касающаяся размещения объявления о торгах, прописана теми же статьями Закона 44-ФЗ, которыми регламентируется и проведение открытых торгов (ч. 2 ст. 85).

Этап 4. Направление приглашения участникам торгов

Каждому выбранному исполнителю из утверждённого списка заказчик направляет приглашение принять участие в конкурсе (п. 1 ст. 85 Закона 44-ФЗ). Исполнитель в ответ отсылает запрос на участие.

Получив запрос, заказчик торгов отправляет будущим участникам документы в письменной форме. В некоторых случаях предоставление документации может быть платным, но цена её должна быть ограничена тратами заказчика на копирование документов (ч. 3 ст. 85 Закона 44-ФЗ).

Извещение о торгах может быть и не опубликовано. В этом случае, по меньшей мере, за 20 суток до вскрытия конвертов организатор аукциона направляет приглашения участникам торгов, которые отвечают требованиям Закона № 44-ФЗ о закрытых конкурсах. Поскольку предметом торгов являются товары и услуги, информация о которых представляет собой гостайну, приглашение отправляется только тем организациям, которые имеют к ней доступ.

Как определить значимость критериев и показателей

Значимость критериев — это то, насколько каждый критерий будет влиять на итоговый рейтинг заявки.

Установить значимость нужно в процентах от 0 до 100 от суммы значимости всех критериев, которая должна быть равна 100%.

Значимость показателей для нестоимостного критерия определяется аналогичным образом — от 0% до 100% для каждого показателя. Сумма значимости показателей внутри каждого критерия должна быть равна 100%.

Как определить значимость критериев

Какую значимость установить критерию, зависит от того, что вы закупаете:

если закупаете товары, то минимум 70% должны составлять стоимостные критерии, а остальное — нестоимостные.

Пример определения значимости критериев при покупке товаров

Например, закупаем музыкальные инструменты

Цена нам важна, но также важно качество инструментов

Установим стоимостный критерий — «цена контракта».

Нестоимостный — «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки».

Определяем значимость критериев:

  • «цена контракта» — 80%;
  • «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» — 20%.

если закупаете работы (услуги), то по общему правилу минимум 60% должны занимать стоимостные критерии, остальное — нестоимостные.

Пример определения значимости критериев при закупке проектных работ

Для проведения конкурса на проектные работы заказчик установил в документации три критерия оценки, определив их значимость следующим образом:

  • 70% — «цена контракта»;
  • 20% — «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки»;
  • 10% — «квалификация участников закупки».

Значимость всех критериев — 100%.

Для некоторых видов работ (услуг) соотношения стоимостных и нестоимостных критериев могут варьироваться от 0% до 100%. Чтобы определить, нужно ли использовать в вашей закупке специальные значения критериев, воспользуйтесь Приложением к Правилам оценки заявок N 1085.

Обратите внимание:

  • если вы устанавливаете критерий «расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (результат работ)», то его значимость должна быть меньше или равна значимости критерия «цена контракта» (ч. 5 ст. 32 Закона N 44-ФЗ);
  • если вы закупаете услуги по организации отдыха (оздоровлению) детей, то значимость критерия «квалификация участников закупки» должна быть не менее половины значимости всех нестоимостных критериев. Например, установили значимость двух нестоимостных критериев — 60%, тогда «квалификация участников закупки» должна быть минимум 30% (п. 11 Правил оценки заявок N 1085).

К единым (общим) требованиям относятся:

1) соответствие требованиям установленным к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;

2) непроведение ликвидации (банкротства, конкурсного производства) участника закупки;

3) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном КоАП РФ, на дату подачи заявки на участие в закупке;

4) отсутствие у участника закупки недоимки по обязательным платежам в бюджеты РФ в размере более чем 25% от балансовой стоимости активов участника;

5) отсутствие у участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (это касается физического лица (ИП), директора, главного бухгалтера и учредителей юр. лица);

6) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (это частный случай, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты);

7) отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов и близких родственных связей;

Помимо вышеперечисленных единых (общих) требований Заказчик вправе

установить требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (РНП) информации об участнике закупки. Я не случайно выделил в тексте слово «вправе», т.к. установка данного требования это право Заказчика. Но как показывает практика, данное требование установлено практически в каждой проводимой закупке. Поэтому это требование смело можно отнести к единым (общим) требованиям.

Думаю, что с едиными (общими) требованиями все понятно. Теперь давайте с вами поговорим о дополнительных требованиях к участникам. Что это за требования и в каких случаях они устанавливаются?

Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения:

  • конкурсов с ограниченным участием;
  • двухэтапных конкурсов;
  • закрытых конкурсов с ограниченным участием;
  • закрытых двухэтапных конкурсов
  • аукционов.

Также Правительство РФ вправе установить дополнительные требования к участникам закупок:

  • аудиторских и сопутствующих аудиту услуг;
  • консультационных услуг.

Такие требования установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 02.07.2015) «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

Документация открытого конкурса

Вместе с извещением заказчиком публикуется документация по конкурсу и проект контракта — в целом и по лотам. Все то же самое публикуется в ЕИС в электронно виде и бесплатно доступно неограниченному кругу лиц.

Кроме информации, предусмотренной в извещении, в конкурсной документации:

  • описывается объект закупки и условия контракта;
  • обосновывается НМЦК;
  • приводятся требования в отношении состава и содержания заявки, включая описание предложения поставщика;
  • приводится инструкция для правильного заполнения заявки;
  • содержится условие об изменении условий контракта (когда это предусмотрено законом);
  • разрешается заключение контрактов по НИОКР с несколькими участниками;
  • приводится порядок и срок отзыва опоздавших заявок, внесение в них изменений;
  • содержатся правила и сроки подачи запроса на разъяснения;
  • приведены критерии, по которым оцениваются заявки (включая величину их значимости) и порядок рассмотрения;
  • определяется размер обеспечения заявки и контракта, в том числе условия банковской гарантии;
  • представляется информация о сотрудниках контрактной службы, ответственных за эту закупку;
  • обозначен срок подписания контракта победителем открытого конкурса, условия признания участника уклоняющимся;
  • представлена информация о расторжении контракта в одностороннем порядке.

Также в документации приводятся дополнительные требования для специфических закупок:

  1. Связанных с услугами депозитариев, управлением пенсионными накоплениями и ипотекой военнослужащих.
  2. Связанных с перевозкой пассажиров и багажа при помощи автомобильного и городского наземного электротранспорта.

Заказчик должен удовлетворить запрос по получению закупочных документов от любого потенциального участника не позднее 2 рабочих дней. За предоставление документации на бумажных или электронных носителях заказчик имеет право установить плату, не превышающую затрат на их изготовление.

На размещение изменений в ЕИС у заказчика есть 1 рабочий день. Для отправки новой информации участникам, которым представлена документация, предусмотрено 2 рабочих дня.

Между публикацией изменений и окончанием срока принятия заявок должно пройти не менее 10 дней. Если это условие не исполняется, прием заявок продлевается. При замене конкурсной документации только по отношению к одному лоту продление срока принятия заявок делается только для него.

Запрос на разъяснение положений документации

Участники могут направлять заказчику запросы относительно конкурсной документации. Это можно сделать в том случае, если до окончания подачи заявок осталось не менее 5 дней. Заказчик отвечает в течение 2 рабочих дней с момента получения запроса в бумажном или электронном виде. Для размещения разъяснений в ЕИС дается 1 рабочий день. Запрещается указывать адресата запроса о разъяснении. Данное по запросу разъяснение не должно менять сущность документации.
О подготовке конкурсной заявки пр 44-ФЗ:

Об оценке опыта

Вообще, в оценке опыта много нюансов. Например, как учитывать исполненные контракты — в количественном или стоимостном выражении? И что по поводу введения такого критерия, как опыт работы с заказчиком? Казалось бы, его установление создаст неравные условия для участников и автоматически даст приоритет тем из них, кто уже работал с заказчиком.

Тем не менее в судебной практике не все так однозначно. Одно из региональных отделений Фонда социального страхования установило такой нестоимостной критерии: опыт работы с заказчиком по обеспечению застрахованных лиц протезно-ортопедическими изделиями за последние два года. И Арбитражный суд Центрального округа признал, что это никоим образом не противоречит законодательству.

Говоря об оценке опыта, стоит упомянуть, что не следует ограничиваться только контрактами по государственному заказу. По мнению судов, опыт не зависит от того, исполнял ли поставщик государственный контракт или работал по договору с частной компанией.

Принцип оценки

Порядок оценки заявок заказчик должен прописываться в закупочной документации. Необходимо указать, какие критерии он выбрал, а также какова их значимость. Должно быть как минимум два критерия, причем один из них (основной) — это цена контракта.

Значимость ценовых критериев устанавливается таким образом, чтобы в сумме их значения давали 100%. Для неценовых критериев также можно установить показатель значимости и прописать порядок, в соответствии с которым она будет оцениваться.

Также в постановлении определена предельная значимость критериев каждого типа. Так, для товаров установлена такая значимость:

  • для стоимостных критериев — минимум 70%;
  • для не стоимостных критериев — максимум 30%.

Для услуг и работ цифры немного другие:

  • значимость стоимостных критериев — минимум 60%;
  • значимость нестоимостных критериев — максимум 40%.

Как рассчитать баллы по стоимостным критериям

Рассмотрим, как происходит оценка по стоимостным критериям, на примере цены контракта. Берется минимальное из ценовых предложений, содержащихся в поступивших заявках — оно выступает своеобразным эталоном. Далее это значение делится на цену той заявки, которая оценивается, и умножается на 100. Это и будет количество баллов по данному критерию. Формула такова:

где:

  • Цi – предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
  • Цmin – минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;

Оценка по критерию «стоимость жизненного цикла» производится по тому же принципу.

Формулы для оценки по другим стоимостным критериям приведены в постановлении № 1085.

Как проводится оценка по нестоимостным критериям

В отличие от оценки по стоимостным критериям, где все выражено в цифрах, в нестоимостных критериях гораздо больше субъективности. Комиссия оценивает каждую характеристику и ставит баллы. Далее вычисляется среднее значение. Затем рассчитывается оценка по неценовому критерию, формула которой приводятся в упомянутом выше постановление № 1085:

НЦБi = КЗ x 100 x (Кmin / Кi)

где:

  • КЗ — коэффициент значимости показателя (в случае если используется один показатель, КЗ = 1);
  • Кmin — минимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
  • Кi — предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается.

Квалификация участников закупки по 44 фз

Конкурс считается одной из самых сложных закупочных процедур, проводимых в соответствии с 44-ФЗ, поэтому и применяется сравнительно редко.

Зачастую новички попадают в довольно затруднительную ситуацию, пытаясь разобраться во всех его тонкостях

Наиболее важной составляющей конкурса несомненно является оценка поданных участниками предложений

Она проводится в соответствии с требованиями постановления правительства № 1085 от 28 ноября 2013 года.

После того как все предложения участников поданы, наступает период рассмотрения и оценки заявок. Целью этой процедуры становится определение компании, которая предлагает наилучшие условия сделки. На основании результатов работы комиссии будет определяться победитель конкурса, с которым впоследствии заключается договор.

Остальные предложения участников ранжируются в порядке уменьшения степени выгодности для заказчика. При оценке поданных заявок используется три типа критериев:

  • Стоимостные. К ним относят все аспекты, касающиеся цены закупаемых товаров или услуг, а также сопутствующих расходов
  • Дополнительные. Применяются только к закупкам особой технической сложности
  • Нестоимостные. В эту группу входят критерии, касающиеся качества и характеристик приобретаемых объектов, а также репутации и квалификации участника

В закупочной документации в обязательном порядке прописываются все применяемые критерии оценки предложений участников.

Заказчик обязан применять не менее двух критериев, причем один из них должен быть стоимостным

Также заказчику необходимо подробно расписать в документации показатели, которые раскрывают суть нестоимостных критериев оценки и привести схему подсчета общего балла в зависимости от важности величин. Максимальная выставленная оценка равняется 100%

В список стоимостных критериев входят:

  • Общая стоимость контракта. Если договор подразумевает последующее гарантийное обслуживание, ремонт и так далее, то применяется критерий «стоимость жизненного цикла»
  • Затраты на ремонт и использование по назначению товаров, подлежащих к поставке

Квалификация участников

Здесь показателями выступают:

  • количество сотрудников, имеющих нужную квалификацию (соответствующее образование, ученые степени, аттестаты и т. п.);
  • число успешно завершенных договоров на аналогичные работы;
  • число положительных отзывов о поставщике, грамот в подтверждение его деловой репутации. Применяются и национальные стандарты. Например, ГОСТ РФ «Деловая репутация строительных организаций» Р 56002-2014;
  • количество оборудования, требуемого для выполнения работ.

По ПП № 1085 от 28.11.2013, применяют четыре формулы или шкалу оценки по критериям при проведении открытого конкурса.

Расчетная формула, в которой учитываются наибольшее и наименьшее числа предоставляемых документов. Самый простой случай — заказчик не устанавливает ограничений по числу выполненных госконтрактов.

Покажем на примере. Чем больше госконтрактов успешно закрыл поставщик, тем лучше для госзаказчика. КЗ = 0,4. Участники предлагают условия:

  • № 1 — 5 контрактов;
  • № 2 — 7 контрактов;
  • № 3 — 10 контрактов.

Максимальное значение Кmax = 10. Оцениваем заявки:

  • НБЦ1 = (5 / 10) × 0,4 × 100 = 20 баллов;
  • НБЦ2 = (7 / 10) × 0,4 × 100 = 28;
  • НБЦ3 = (10 / 10) × 0,4 × 100 = 40.

Лучшим становится третий участник.

Если лучшим критерием для заказчика является наименьшее число исполненных договоров, используют другую формулу:

Вот как это работает. Лучшим критерием заказчик считает наименьший уровень шума. КЗ = 0,4. Участники предлагают условия:

  • № 1 — 70 Дб;
  • № 2 — 85 Дб;
  • № 3 — 90 Дб.

Кmin = 70. Оцениваем заявки:

  • НБЦ1 = (70 / 70) × 0,4 × 100 = 26,7 баллов;
  • НБЦ2 = (70 / 85) × 0,4 × 100 = 33;
  • НБЦ3 = (70 / 90) × 0,4 × 100 = 40.

Лучшим становится первый участник.

Предельное минимальное или максимальное значение закупочных критериев. Если заказчик решает, что лучшее условие исполнения — наибольшее значение критерия оценки, используют формулу:

Покажем на примере. Показатель оценки — количество контрактов. Чем их больше, тем лучшие условия предлагает поставщик. Но заказчик добавляет критерий, что для оценки достаточно семи исполненных госконтрактов:

  • Кпред = 7;
  • Кmax = 6;
  • КЗ = 0,4.

Участники предлагают в заявке условия:

  • № 1 — 4 контракта;
  • № 2 — 5 контрактов;
  • № 3 — 6 контрактов.

Ни один не дотягивает до максимума. Оцениваем заявки:

  • НБЦ1 = (4 / 6) × 0,4 × 100 = 26,7 баллов;
  • НБЦ2 = (5 / 6) × 0,4 × 100 = 33;
  • НБЦ3 = (6 / 6) × 0,4 × 100 = 40.

Лучшим становится третий участник.

Вернемся к предыдущему примеру, но допустим, что заказчик добавляет критерий, что для оценки заявок достаточно семи исполненных госконтрактов:

  • Кпред = 7;
  • КЗ = 0,4.

Участники предлагают условия:

  • № 1 — 4 контракта;
  • № 2 — 7 контрактов;
  • № 3 — 10 контрактов.

Оцениваем заявки:

  • НБЦ1 = (4 / 7) × 0,4 × 100 = 26,7 баллов;
  • НБЦ2 = (7 / 7) × 0,4 × 100 = 40;
  • НБЦ3 = (10 / 7) × 0,4 × 100 = 40, поскольку предложение участника превысило максимально необходимое.

Шкала параметров. Она является наиболее простым способом оценивания. Задаются диапазоны нужного показателя и правила присуждения баллов.

Вот как это работает. Допустим, показатель оценки — количество контрактов. Значит, лучшие условия предложит тот, у кого больше успешно выполненных госконтрактов. Схема для оценки:

Число выполненных госконтрактов Баллы
Отсутствуют
От 1 до 4 20
От 5 до 8 50
9 и больше 100

ВАЖНО!

При организации конкурса в электронной форме недопустимо применять отсутствующие в ПП № 1085 от 28.11.2013 критерии и величины значимости.

Чем отличается бумажная и электронная форма конкурса

В формах участия четыре отличия:

  1. Сроки.
  2. В электронной форме добавляется третья часть заявки — предложение цены.
  3. В электронной форме допускается снижение цены один раз — переторжка.
  4. Количество протоколов. Один в бумажной против четырех в электронной.

В бумажном конкурсе заказчик обязан разместить извещение о закупке больше чем за 20 дней до даты окончания подачи заявок. На вскрытие конвертов заявок выделен один день, на рассмотрение и оценку заявок — до 20 дней. Иногда заказчику позволяется принимать решение еще 10 дней. Заключить контракт с победителем он может в промежутке 10-20 дней после подведения итогов конкурса.

В электронной форме срок размещения извещения увеличивается до 15 рабочих дней. Рассмотрение первых частей заявок длится по разному:

  • НМЦК меньше 1 000 000 руб. —1 день;
  • НМЦК больше 1 000 000 руб. — 5 дней.

После этого этапа появляется новый — переторжка. Участники могут уменьшить цену своих предложений. На это отводятся сутки вместе с составлением протокола.

Рассмотрение и оценка вторых частей заявок проходит в сроки:

  • НМЦК меньше 1 000 000 руб. — 1 день;
  • НМЦК больше 1 000 000 руб. — 3 дня.

На размещение протокола в ЕИС уходит день, контракт заказчик может заключить через 10 и более дней после подведения итогов конкурса.

На рассмотрение 1 и 2 частей заявок по искусству, науке, культуре в электронной форме выделяется 5 дней

2.2. Нестоимостные критерии оценки заявок

К не стоимостным критериям относится: «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», «квалификация участника» (это может быть опыт, финансовые ресурсы, оборудование, наличие кадров, деловая репутация). Заказчик имеет право установить предельные значения по не стоимостным подкритериям, как максимальные значения, так и минимальные. Например, заказчик по критерию «опыт участника» может установить максимальное значение 10 контрактов и все участники подтвердившие в своей заявке такой опыт получат по данному подкритерию максимум баллов.

Критерий оценки Качество (качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок) может состоять из:
а) качество товаров, работ или услуг. В качестве подтверждения участник может приложить спецификацию, техническое предложение (методику, примеры отчетов).
б) функциональные, потребительские свойства товара. Участник может приложить технические паспорта в качестве подтверждающих документов.
в) соответствие экологическим нормам.

Критерий «квалификация участников закупки» может состоять из следующих подкритериев:
а) квалификация предлагаемых специалистов (руководителей и ключевых специалистов). В качестве подтверждающих документов заказчик может запросить трудовые книжки на специалистов, дипломы, сертификаты, свидетельства о повышении квалификации, а также справку о кадровых ресурсах по установленной (рекомендуемой) форме.
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема. В качестве подтверждения участник может приложить справку об опыте (по форме заказчика), копии исполненных договоров и актов, копии рекомендательных писем

Обращайте внимание также и на то, в каком виде требуется подтверждение опыта, необходимо ли прикладывать все страница договоров с приложениями или достаточно первой последней страницы и акта сдачи приемки.
в) обеспеченность материально-техническими ресурсами. В качестве подтверждения участник может приложить справку о материально-технических ресурсах (с перечислением оборудования, наличие собственного или арендованного офиса)

Подтверждением указанных сведений может служить копия договора аренды офисного помещения, копии лицензионных договоров на программное обеспечение и прочее.
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами. Подтвердить соответствие данному подкритерию справкой о кадрах, копиями трудовых книжек специалистов или трудовых договоров, копиями дипломов, сертификатов.
д) деловая репутация участника закупки. В качестве подтверждения участник может приложить копии рекомендательных писем, свидетельства рейтинговых агентств.

ВАЖНО: Заказчик в закупочной документации обязан указать используемые для оценки заявок критерии оценки, а также величины значимости этих критериев. При этом таких критериев не должно быть меньше двух, один из критериев обязательно должен быть «цена» (или в определенных законом 44-ФЗ случаях «стоимость жизненного цикла»)

Для каждого критерия применяется 100 бальная шкала, а сумма величин значимости критерия оценки (вес) в сумме должен быть 100 процентов.

Оценка заявок осуществляется комиссией заказчика с применением шкалы оценки в баллах, которые присуждаются участнику за наличие определенного значения показателя оценки. Если оцениваемых показателей несколько, то они должны корректироваться с учетом коэффициента значимости показателя.

Рассмотренные критерии оценки заявок на участие в конкурсе, могут также применяться заказчиком и при проведении запросов предложений.

Возможен также и вариант, когда единственный критерии оценки заявок это цена. Это справедливо, как для электронного аукциона, также и для запроса котировок. Но следует, помнить, что единственный критерии оценки заявок цена в конкурсе быть не может. В конкурсе должно быть установлено не менее двух критериев, а один из критериев должен быть цена.

Выводы

Система оценки конкурсных заявок имеет множество проблем, многие из которых остались за рамками этой статьи. Для начала рекомендуем заказчикам придерживаться следующих правил:

  • тщательно выбирайте критерии и показатели, по которым будет оцениваться заявка;
  • всегда включайте в документацию сведения и документы, которые касаются этих критериев, а также их оценочные значения;
  • если вы используете интервалы (шкалу), устанавливайте пропорциональные значения оценки;
  • для формул всегда прописывайте предельные значения.

Эти советы позволят избежать самых грубых ошибок, которые допускают заказчики при оценке заявок.

Заключение договора

Проект договора высылается в течение 3 рабочих дней с момента оформления протокола по рассмотрению предложений победителю. Он содержит условия поставки товаров и услуг, указанные поставщиком-победителем в своём предложении. Одним из условий является непревышение указанной поставщиком цены относительно НМЦ, содержащейся в исходной документации на торги.

На подписание контракта отводится строго определённый временной интервал – не раньше 10 и не позже 20 дней с момента составления протокола. Кроме этого, как и в открытых торгах, победителем конкурса до подписания контракта должно быть представлено обеспечение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector