Экспертиза по закону № 44‑фз. с помощью экспертов или своими силами?

Комментарии к самым важным статьям закона

Закон № 44-ФЗ определяет основные принципы совершения закупок для удовлетворения нужд государства. Как в других нормативных актах, в нём есть содержание – основные статьи и положения, которые определяют основную суть. Ч. 1 ст. 1 44 ФЗ – здесь прописаны основные сферы деятельности, которые попадают под действие данного закона. В этой статье указано, что действие закона распространяется на:

  • планирование закупок;
  • определение круга поставщиков для заключения того или иного контракта;
  • заключение контракта, имеющего гражданско-правовую природу;
  • проведение квалифицированного аудита в сфере закупок;
  • осуществление квалифицированного и законного контроля над соблюдением норм действующего закона.

Действие закона не распространяется на следующие виды деятельности:

  • регулируемые нормами международного законодательства;
  • связанные с закупкой товаров, работ и услуг для обеспечения безопасности лиц, которые в силу действующего законодательства, находятся под защитой государства.

Статья 44 закона 44 ФЗ регулирует обеспечение заявок для участия в конкурсах и аукционах, проводимых с целью выявления участников государственных закупок. Здесь сказано, что:

  • каждый заказчик должен разработать, утвердить и установить требования, по которым будут приниматься заявки для участия в конкурсах и аукционах, если начальная цена контракта превышает 5 млн. рублей;
  • обеспечение заявки может предоставляться в виде денежных средств или банковской гарантии;
  • при предоставлении документации для участия в конкурсе или аукционе, заказчик должен указать сумму обеспечения;
  • в п. 6 ст. 44 ФЗ 44 сказано, что требования об обеспечении заявки распространяется на всех участников госзакупки. Исключением являются государственные и муниципальные учреждения, которые не обеспечивают свои заявки для принятия в конкурсе;
  • иные положения.

Для того чтобы стать участником закупок для удовлетворения нужд государства, необходимо знать, какие требования предъявляются к ним:

  • соответствие нормам Закона № 44-ФЗ;
  • поставщик не может находиться на стадии ликвидации или банкротства;
  • деятельность компании не должна быть приостановлена на законодательном уровне;
  • поставщик не имеет долгов по обязательным платежам и сборам;
  • поставщик не должен иметь судимость за экономические преступления;
  • подписываемый контракт не должен вызывать конфликта интересов;
  • поставщик не должен относиться к организациям, которые имеют признаки «оффшорности».

Чтобы сделка стала государственной закупкой, необходимо соблюдение следующих условий:

  • она заключается через специальный сайт;
  • заказчики обязаны указать свои данные в системе;
  • поставщики проходят процедуру обязательной аккредитации на электронных площадках;
  • каждый поставщик имеет право самостоятельно найти интересный заказ на площадке госзакупок, а затем принять участие в аукционе;
  • стороны выполняют свои обязательства на основании контракта.

Согласно Закону № 44-ФЗ осуществлять партнёрство можно только с одним поставщиком.

Нарушения при заключении контракта и его изменении

Довольно крупные штрафы грозят заказчику по статье 7.32 КоАП за нарушения, связанные с порядком заключения контракта и внесения в него изменений. Так, если заключить контракт на условиях, отличных от проекта, то штраф составит 1% от НМЦК, а его предельные значения будут таковы:

  • для должностного лица 5 000-30 000 рублей;
  • для юридического лица 50 000-300 000 рублей.

Если же из-за этого возникнут дополнительные расходы либо это приведет к уменьшению объема товаров (услуг), поставленных по контракту, то штраф будет равен двойному размеру этих расходов.

Есть штраф и за нарушение срока заключения контракта — 50 000 рублей.

Теперь что касается изменения и расторжения контракта:

  1. Если изменения внесены в обход 44-ФЗ, то штраф для должностных и юридических лиц соответственно составит 20 000 и 200 000 рублей соответственно.
  2. Если контракт расторгнут сторонами или в одностороннем порядке с нарушением норм закона, то сумма штрафа для должностного лица составить 50 000 рублей, от юридического — 200 000 рублей.

За действия или бездействие заказчика, в результате которых контракт не был исполнен либо был причинен вред, будет наложен такой штраф:

  1. Для должностного лица — 5-15% от суммы неисполненных обязательств, но не менее 30 000 рублей. В качестве альтернативного варианта может быть назначена дисквалификация сроком до двух лет.
  2. Для заказчика — штраф в размере от однократной до трехкратной стоимости невыполненных обязательств. Минимальный штраф — 300 000 рублей.

При приемке товара заказчик проводит экспертизу, составляет документ о приемке либо об отказе. Если эти процедуры нарушены, то штраф составит 20 000 рублей. А вот если заказчик примет объект, который не соответствует требованиям контракта, сумма штрафа составит 20 000-50 000 рублей.

Особенности для некоторых заказчиков

  1. Для осуществления закупок в сфере атомной энергетики и космической деятельности соответствующими регулирующими органами предусмотрены типовые формы и условия контрактов, размещённые в ЕИС. Заказчики обязаны строго следовать установленным требованиям для данных видов закупок.
  2. При заключении контракта в случаях, предусмотренных отдельными пунктами ст. 93 44-ФЗ, договор может быть заключен в любой соответствующей ГК РФ форме, без применения требований частей 4— 9, 11—13 ст. 34 44-ФЗ.
  3. Для сделок, предметом которых является закупка новых машин или оборудования, возможно заключение контракта жизненного цикла, то есть договора, предусматривающего не только поставку, но и обслуживание объекта поставки.
  4. Если закупка касается деятельности в сфере охраны, воспроизводства и защиты лесов, в контракт включаются обязательные условия, предписанные ст. 19 Лесного Кодекса РФ о продаже лесных насаждений для заготовки древесины.

Приемочная комиссия, нужно ли создавать?

Согласно ст. 94 ФЗ №44 комиссия создается из 5- 6 человек (лучше – четное количество во избежание отсутствия решающего большинства при разделении голосов на “за” и “против”) из числа компетентных сотрудников организации, разбирающихся в вопросах качества подлежащего товара приемке. 

В обязанности входит:

  • разобрать по полочкам результаты проведенной экспертизы исполнения контракта;
  • принять решение о приемке/не приемке товара или услуги.

При положительном вердикте заказчик:

  • делает заключение, что товар вполне соответствует условиям контракта;
  • подписывает акт приемки или накладную;
  • ставит свою подпись совместно с руководителем учреждения, членами комиссии.

В большинстве случаев заказчики обходятся без нее, назначая для проведения приемки уполномоченного сотрудника по приказу. 

На основании ч. 6 ст. 9 ФЗ-44 может издавать приказ о формировании комиссии, утверждать положение о работе, особенно при приеме технически сложного товара или разовых гос. закупках, чтобы зафиксировать факт приемки культурных ценностей, произведений литературы и искусства, изделий НХП. 

Также закупок, связанных с УИС или химическими, физическими исследования с поведением в условиях лаборатории.

На крупных предприятиях собственная приемочная комиссия создается в каждом подразделении. При отсутствии подразделений и небольшом штате может быть оформлена единая комиссия в составе из 1-2 сотрудников с профильным образованием по отношению к проводимой закупке. 

Комиссия утверждается на основании специального приказа.

Внимание!

Комиссия может быть оформлена из сотрудников со стороны поставщика и заказчика.

Контрактники или косвенно заинтересованные лица в приемке результатов исполнения контракта не могут входить в состав.

Согласно закона о «контрактной системе» ст. 37 п. 2, как должен выглядеть этот документ?

Определяющей является сумма  в 15млн. рублей, а также  заниженная на 25 и более процентов НМЦК.

  1. Если  цена контракта составляет  более чем 15 млн. рублей, то контракт заключается после предоставления участником закупки увеличенного в 1,5 раза обеспечения исполнения контракта, указанного в документации о проведении конкурса или аукциона. Если контрактом предусмотрена выплата аванса, то размер обеспечения исполнения контракта должен быть не менее аванса.
  2. Если цена контракта составляет 15 млн. рублей и менее, то контракт заключается после предоставления участником закупки увеличенного в 1,5 раза обеспечения исполнения контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса) или должна быть предоставлена информация, подтверждающая добросовестность участника закупки (часть 3, статьи 37)

Критерии определения  добросовестности участника закупки:

Основанием для определения добросовестности участника закупки является информация из реестра контрактов, подтверждающая:

  • исполнение в течение не менее чем 1 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 3 контрактов (при этом  все контракты должны быть исполнены без применения неустоек (штрафов, пеней);
  • исполнение в течение не менее чем 1 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 4 и более контрактов (при этом не менее чем 75 % контрактов должно быть исполнено без применения неустоек (штрафов, пеней).

Цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт — таково общее условие для антидемпинговых мер.

Следует иметь в виду, что для подтверждения добросовестности участников закупок могут использоваться сведения, включенные в реестр контрактов до дня вступления в силу №44-ФЗ (части 22 статьи 112 №44-ФЗ).

Каковы особенности предоставления информации о добросовестности участника конкурса?

Заявка на участие в конкурсе должна содержать информацию о добросовестности участника закупки. В случае признания Конкурсной комиссией информации недостоверной – заявка отклоняется, а в случае непредставления информации – контракт заключается после предоставления суммы, в 1,5 раза превышающей размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Каковы правила предоставления информация о добросовестности участника аукциона?

При направлении заказчику подписанного проекта контракта предоставляется и информация о добросовестности участника закупки. В случае невыполнения данного требования или признания информации недостоверной комиссией по осуществлению закупок, контракт с участником, признанным победителем аукциона, не заключается, и этот участник признается уклонившимся от заключения контракта.

Какие антидемпинговые меры  применяются для отдельных закупок?

Под отдельными закупками имеются в виду закупки, которые осуществляются при проведении конкурсов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг. Заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок, содержащих предложение цены: 

  • до 25% ниже НМЦК, 
  • на 25% и более ниже НМЦК.
  • величина значимости критерия цены не может быть меньше 10% суммы величин значимости всех критериев оценки заявки.

Поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения

(продовольствие, средства для оказания скорой медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо)

Участник закупки обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта:

  • гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара; 
  • документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки; 
  • иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

Таким образом, антидемпинговые меры регулируются в соответствии со статьей 37 №44-ФЗ и направлены на недопустимость искусственного занижения цен при проведении конкурса и аукциона. Антидемпинговые меры поставлены в зависимость от начальной (максимальной) цены. Установлены размер обеспечения исполнения контракта, который должен предоставить участник закупки, и информация, подтверждающая добросовестность участника закупки. Критериями определения  добросовестности участника закупки является информация из реестра контрактов и сведения, включенные в реестр контрактов до дня вступления в силу Закона №44-ФЗ.

Виды требований

Требования подразделяются на 3 типа:

  1. Единые. Это требования, которые заказчик обязан установить в закупке. Все они изложены в пункте 1 статьи 31 закона 44-ФЗ.
  2. Необязательные. Требования, которые заказчик вправе предусмотреть. Это часть 1.1 статьи 31 закона, в соответствии с которой заказчик может потребовать отсутствия поставщиков в РНП, отсутствия в реестре сведения об учредителях, директоре и членах коллегиального исполнительного органа.
  3. Дополнительные. Такие требования регулируются частью 2 статьи 31 закона и устанавливаются Правительством в отношении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, аналогичных закрытых конкурсных процедур или аукциона. Также носят обязательный характер для включения в документацию, если установлены.

Сегодня расскажем только о первой части — о единых требованиях.

Налоговые штрафы для физлиц

Граждане являются плательщиками следующих видов сборов:

  • земельного;
  • транспортного;
  • имущественного.

ИП и организации платят также:

  • НДФЛ;
  • единый налог;
  • НДС и прочее.

Об обязанности уплатить определенную сумму в бюджет физлица узнают из уведомления, рассылкой которых занимается ФНС. Служба также осуществляет расчет сумм налогов и определяет сроки внесения платежа. В обязанность физлиц входит исключительно уплата, организации рассчитывают налог самостоятельно и подают декларацию. До получения уведомления платить необязательно. Однако в этом случае до конца года, следующего за отчетным, налогоплательщик обязан подать сведения в ФНС о тех платежах, которые не были произведены по причине отсутствия уведомлений.

Если уведомление пришло, но гражданин умышленно или случайно не произвел оплату, начинает действовать система наказаний:

  • пеня;
  • штраф:
  • взыскание после вынесения судебного решения.

Пеня начинает начисляться на образовавшуюся задолженность с первого же дня просрочки. Чтобы применить штрафные санкции или взыскание, ФНС обязано установить состав правонарушения, то есть признать официально неплательщика виновным. Для этого должны быть неоспоримые факты: верное исчисление суммы сбора ФНС, отправка ею же уведомления, получение этого уведомления плательщиком и непоступление средств в бюджет.

Размер штрафа равен:

  • 20% от суммы, указанной в уведомлении;
  • если неуплата произошла умышленно и ФНС найдет веские тому доказательства, размер штрафа будет равен 40%.

Суд вправе подать иск в течение полугода после просрочки, если сумма задолженности превышает 3 тысячи рублей.

Если она меньше, то суд рассмотрит дело должника через три года.

Чтобы не допустить начисления штрафа, необходимо производить оплату в срок, указанный в уведомлении. Если оно не пришло, следует обратиться в ФНС по месту проживания.

Льготные категории участников госзакупки

Контрактная система создавалась не только с целью сделать бюджетные траты прозрачнее, но и обеспечить участникам равный доступ к закупкам. Это способствует добросовестной конкуренции. Вместе с тем для отдельных групп предусмотрены преференции. В госзаказе есть три категории льготников:

  • субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации (СМП и СОНО);
  • организации инвалидов (ОИ);
  • учреждения исправительной системы (УИС).

Правила отнесения участников к каждой категории и ссылки на нормативные акты представлены на следующей схеме.

СМП и СОНО
Организации инвалидов
Учреждения исправительной системы



Статья 30 44-ФЗ
Статья 29 44-ФЗ,
Постановление № 341 от 15.04.14
Статья 28 44-ФЗ,
Постановление № 649 от 14.07.14



СМП: Субъекты малого бизнеса, отвечающие критериям закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ.
Основные критерии:

  • выручка без НДС до 800 млн рублей;
  • среднесписочная численность работников до 100 человек;
  • доля коммерческих компаний (не СМП) в уставном капитале – не более 49%

СОНО: Организации в формах, предусмотренных законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ (кроме госкорпораций, госкомпаний, политических партий). Они осуществляют деятельность, перечисленную в статье 31.1 закона № 7-ФЗ.

Общероссийские общественные организации инвалидов (ОИ), их союзы:

80% членов – инвалиды;

Организации, капитал которых на 100% состоит из вкладов ОИ:

  • среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим – не менее 50%;
  • доля ЗП инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25%.

Организации из перечня, содержащегося в постановлении Правительства от 01.02.2000 № 89.

В следующей таблице дана основная информация по льготам, их объему и способу предоставления.

Таблица. Льготы для СМП и СОНО, учреждений ИС, организаций инвалидов

Кто принимает ТРУ?

Приемку ТРУ всегда осуществляет лично заказчик, либо его уполномоченный представитель, приемочная комиссия.

Контрактный отдел и его руководитель выполняют следующие обязанности и наделены следующими полномочиями:

  1. заполняют план-график, разрабатывают необходимые для него изменения, публикуют план-график в ЕИС и его измененный вариант;
  2. готовят и публикуют в ЕИС извещение о проведении торгов, закупочную документацию, проект контракта, направляют приглашения поставщикам принять участие в закрытой процедуре;
  3. контролируют проведение мероприятия, включая и заключение контрактов;
  4. участвуют в делах по обжалованию результатов выбора контрагентов и собирают материалы для оформления исков и претензий по данным разбирательствам;
  5. при необходимости на этапе планирования закупки организовывают консультации с поставщиками для прояснения конкурентной среды на рынке, анализа продукции и для улучшения иных показателей;
  6. выполняют иные функции в соответствии с контрактным законодательством (ч.4 ст.38 44-ФЗ).

Руководитель контрактной службы как должностное лицо несет ответственность за проведение процедуры, включая исполнение контрактов (ч.2 ст.38 44-ФЗ).

Если заказчик желает наделить полномочиями по приемке товара своего представителя, то он должен предусмотреть порядок осуществления приемки, назначить уполномоченное лицо (ст.312 ГК РФ). Данный человек единолично будет принимать ТРУ и подписывать акт сдачи-приемки.

При формировании комиссионной группы для осуществления приемки ТРУ необходимо соблюсти некоторые условия: в ее составе должно быть не меньше 5 человек (каких-либо требований к членам данной группы нет); все участники прописываются в приказе, а также порядок их работы. Акт сдачи-приемки подписывается всеми членами группы и утверждается директором организации.

Акт приемки товара

Акт приема-передачи – закрывающий документ, подтверждающий исполнение контракта и внесение оплаты за услугу. 

Заключается на основании ст. 94 ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, для обеспечения государственных и муниципальных нужд” после того, как исполнитель осуществит частичную (полную) поставку товара.

Полностью реализует взятые на себя обязательства по контракту.

Акт – отдельный документ, в котором фиксируется факт приемки продукции от поставщика согласно 44-ФЗ, т.е. полное соответствие товара/ услуги требованиям или критериям определенного уровня качества. 

Акт составляется по итогам экспертизы и заключения, но не позднее 5 дней после составления документа, подписания сторонами. Только легитимный документ является правильным, если составлен на основании фактических сведений о проводимой поставке, универсальных передаточных документов либо товарных накладных, сопровождающих товар.

Если заказчик не составляет акт в силу определенных причин, то подвергается штрафу с взысканием в судебном порядке.

Акт составляется в 2-х экземплярах для поставщика и заказчика.

Строгая форма отсутствует, но обязательно должны быть прописаны главные пункты:

  • список продукции, услуги;
  • стоимость принятого товара;
  • заключение экспертизы;
  • решение заказчика, обоснование претензий при их наличии;
  • подписи участников процесса.

На бумаге акт выглядит следующим образом:

В правом верхнем углу прописываются данные об утверждении документа уполномоченным должностным лицом. Руководителем организации проставляется дата утверждения с учетом условий контракта.

В теле акта указывается состав комиссии, утвержденный по приказу.

Внизу бланка проставляются подписи членов комиссии, принимавших участие в приемке. Каждый член высказывает свое мнение. Если не согласен с общим выводом, то прикладывает свое мнение на специальном бланке приложения.

Акт подписывают обе стороны контракта.

Для придания ему легитимности прикладываются следующие документы:

  • сертификаты качества на товар;
  • товарно-транспортные накладные;
  • универсальные передаточные справки.

Если заказчик не согласен с поставляемым качеством товара, то может составить мотивированный отказ в письменном виде с отражением замечаний, претензий, выявленных несоответствий с отражением количества единиц продукта. 

В случае выявления брака или просрочки заказчик вправе:

  • отказаться от подписания акта о приемке, посчитав оказанную услугу неполной;
  • составить протокол разногласий, отразить выявленные недочеты

Внимание! 

  1. Заключенный контракт не будет считаться исполненным без предоставления документации совместно с актом при приемке товара либо при просрочке.
  2. В этом случае поставщик может быть признан нарушителем обязательств по контракту, привлечен к наложению штрафных санкций.

Как часто и по каким контрактам должна проводится экспертиза?

Закон № 44-ФЗ не содержит случаев, при которых экспертиза может не проводиться. Следовательно, экспертиза должна осуществляться по всем контрактам, в том числе контрактам (договорам), заключенным по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Иными словами, предмет контракта, его цена и основание для заключения никак не влияют на возможность (необходимость) проведения экспертизы.

Экспертиза должна проводиться даже в том случае, когда провести ее на практике невозможно. Например, в случае заключения контракта по поставку электрической энергии заказчик должен подтвердить, что поставленная энергоснабжающей организацией электрическая энергия соответствием всем условиям заключённого контракта. Приведем еще один пример: поставка ГСМ. В данном случае также нет никаких оснований, чтобы экспертизу не проводить. Соответственно, перед подписанием акта сдачи-приемки заказчик должен удостовериться в том, что поставленный ему ГСМ полностью соответствует условиям заключенного контракта.

Очевидно, что провести экспертизу по подобным контрактам проблематично. К счастью для заказчика Законом № 44-ФЗ не определен порядок ее проведения. Поэтому, в ряде случаев, такая экспертиза будет носить формальный, а не реальный характер, и состоять в документальном подтверждении факта ее проведения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза является неотъемлемой частью приемки продукции по контракту. Таким образом, экспертиза должна проводиться каждый раз перед подписанием заказчиком документа о приемке. Так, например, если по контракту предусмотрена ежемесячная приемка продукции, экспертиза должна проводиться ежемесячно в отношении той части продукции, которая принимается. Если продукция по контракту принимается ежедневно – экспертиза должна проводиться ежедневно перед каждой приемкой.

Недопустимо со стороны заказчика подтверждать соответствие принятой по контракту продукции после окончания срока действия контракта, т.е. «задним числом». Экспертиза во всех случаях должна проводиться до приемки продукции.

Иные правонарушения

Заказчики должны передавать сведения о заключенных контрактах в Реестр контрактов. Кроме того, в отношении поставщиков, чьи действия были недобросовестными, заказчики обязаны передавать данные в контролирующий орган для включения в РНП. Если заказчик передаст в реестр ложную информацию о поставщике, на него будет наложен штраф в сумме 50 000 рублей. Если же он не направит данные для включения в РНП или реестр контрактов, то сумма штрафа составит 20 000 рублей.

Кроме того, существуют штрафы и за нарушение порядка возврата обеспечения:

  • если возврат задержан более чем на 3 рабочих дня:
    • штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
    • штраф для заказчика — 30 000 рублей;
  • если задержать возврат обеспечения на срок более трех рабочих дней:
    • штраф для специалиста заказчика составит 15 000 рублей;
    • штраф для заказчика — 90 000 рублей.

Экспертиза силами экспертной организации

Заказчик может провести экспертизу с привлечением экспертов или экспертных организаций (ч. 3 ст. 94 Закона 44-ФЗ).

Не все лица могут быть допущены к проведению экспертизы. Перечень таких лиц содержится в ст. 41 закона 44-ФЗ. Например, это работники заказчика и поставщика, даже уволенные менее, чем два года назад, близкие родственники, контрактные управляющие, члены комиссии по осуществлению закупок.

Если среди экспертов оказались люди, которые не могут быть допущены к экспертизе, заказчик должен заменить такого эксперта или экспертную организацию (ч. 4 ст. 41 Закона 44-ФЗ). Конечно, это, скорее всего, повлечет дополнительные затраты и временные задержки. Можно включить в документацию о закупке следующее положение: эксперт признает, что не является лицом, которое не может привлекаться к проведению экспертизы и несет ответственность за предоставление недостоверных сведений. Это позволит заказчику в случае выявления нарушений расторгнуть договор с экспертом и провести новую закупку.

Китаева С.Н., руководитель экспертной поддержки системы Госзаказ, делится опытом и рассказывает, что делать, если экспертизу провело некомпетентное лицо. Перед вами отрывок из вебинара «Приёмка и экспертиза по 44-ФЗ. Часть 1».

Так же, к экспертам можно установить следующие требования, хотя они и не прописаны в 44-ФЗ, например:

  •  образование,
  •  стаж работы по специальности,
  •  проведение определенного количества экспертиз,
  •  знание законодательства в области промышленной безопасности.

Привлечение внешних экспертов можно оформить различными видами документов:

  • договор с экспертной организацией,
  • во избежание недоразумений с поставщиком стоит разработать приказ или регламент, регламентирующие процесс приемки,
  • приказ или распоряжение о назначении ответственного за приемку лица от Заказчика,
  • уведомление о допустимости участия эксперта для того, чтобы уведомить поставщика о привлечении внешних экспертов,
  • экспертное заключение, в результате чего заказчик либо принимает товар, либо отказывает в приемке.

Содержание контракта на экспертные услуги

В Законе № 44-ФЗ отсутствуют указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией. Такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке.

В контракте рекомендуется указать:

  1. обязательные условия для включения в контракт;
  2. функции и полномочия эксперта, экспертной организации, предмет экспертизы;
  3. условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
  4. вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Закона № 44-ФЗ);
  5. срок проведения экспертизы, который не должен превышать срок поставки по контракту;
  6. ответственность сторон;
  7. утвержденные формы документов: рекламации, акты приемки-передачи и т.д.;
  8. рекомендуемые случаи привлечения внешних экспертов. Например, когда необходимо провести экспертизу крупномасштабных проектов и специалисты заказчика не имеют возможности без задержки сроков и с надлежащим качеством выполнить приемку. Либо при необходимости привести приемку объектов интеллектуальной собственности, при отсутствии собственных компетентных специалистов.

Что такое демпинг и антидемпинговые меры

С помощью «Современного экономического словаря» становится понятной суть определения «демпинг» (по-английски dumping – это сбрасывание). Это продажа товаров по ценам, искусственно заниженным, меньшим средних цен в розницу, а иногда и более низким, чем себестоимость. Демпингуют участники рынка, как правило, с определенными целями — проникнуть на рынок, укрепить свои завоеванные позиции, вытеснить конкурентов.

Для противостояния этому явлению принимают отдельные антидемпинговые нормы права. Один из примеров – статья 37 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – 44-ФЗ), где предусматриваются последствия для участника конкурса или аукциона, которым предложена цена контракта на 25% и более ниже, чем установленная начальная цена. Какие именно последствия – зависит от суммы начальной цены контракта.

На что обратить внимание

Если участник выбирает путь предоставления заказчику информации о своей добросовестности, то помимо имеющихся судебных споров следует учитывать и такие моменты:

Если снизивший цену участник закупки не предоставит информации о себе в соответствии со ст. 37 (либо такая информация недостоверна), а также не обоснует соответствующим образом предлагаемую цену контракта, это будет являться основанием занести его в «черный список» (признать уклонившимся от заключения контракта). Это право предоставлено ч. 13 ст. 70 закона № 44-ФЗ.

Даже если участник предоставил информацию, этот факт не освобождает его от необходимости оформить обеспечение исполнения контракта в том размере, какой первоначально был установлен в извещении или документации о закупке.

Кто уполномочен проводить экспертизу?

Если экспертиза принимаемой по контракту продукции проводится своими силами, то ее проводить может любое лицо. В 99% случаях – это штатный работник или работники заказчика. Проведение «внутренней экспертизы» может быть возложено заказчиком на членов приемочной комиссии, на работников контрактной службы или даже на членов комиссии по осуществлению закупок. В данном случае экспертиза будет проводиться коллегиально, т.к. в Законе № 44-ФЗ нет обязательного требования о том, что экспертиза должна проводиться кем-то персонально.

В отличие от членов комиссии по осуществлению закупок, контрактных управляющих, работников контрактной службы Закон № 44-ФЗ не предъявляет каких-либо требований к лицам, проводящим экспертизу от имени заказчика. Такие лица могут не иметь образования в сфере закупок. К сожалению, такие лица не во всех случаях являются специалистами в соответствующе предметной области. Однако, это не снимает с них ответственности, если в результате некачественно проведенной экспертизы заказчиком будет принята продукция, не соответствующая условиям заключенного контракта.

В случае проведения «внешней экспертизы» требования к внешним экспертам установлены ст. 41 Закона № 44-ФЗ

Важно отметить, что внешним экспертом, экспертной организацией может выступать физическое лицо (в том числе ИП), юридическое лицо, с которым заказчиком заключен договор на проведение экспертизы

Требования к указанному договору два: 1) он должен быть возмездный; 2) он должен быть заключен на основании Закона № 44-ФЗ (не Закона № 223-ФЗ). Первое требование объясняется тем, что Закон № 44-ФЗ не регулирует заключение безвозмездных сделок и соглашений. Соответственно заключаемый с внешним экспертом, экспертной организацией контракт должен быть возмездным. Второе требование прямо предусмотрено ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

К слову отметим, что контракт с внешним экспертом, экспертной организацией может быть заключен, например, по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии соблюдения иных ограничений, установленных для данного способа закупки. Это также будет является заключением контракта по Закону № 44-ФЗ.

С субподрядчиками из категории малого бизнеса будут рассчитываться за 15 дней

1 ноября 2020 года вступают в силу отдельные положения, меняющие Правила ведения реестра контрактов, заключённых заказчиками, и реестра контрактов со сведениями государственной тайны, утвержденные Постановлением от 28 ноября 2013 года №1084. По инициативе Минфина установлено, что заказчики обязаны вносить в реестр заключённых контрактов информацию обо всех соисполнителях и субподрядчиках из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, которые заключили договоры с основным поставщиком (исполнителем) по госконтракту. Это будет сделано в тех случаях, когда заказчики обязаны соблюдать квоту по привлечению малого бизнеса к госзакупкам.

Предлагаем ознакомиться: Сроки возврата в торговую сеть некачественных продовольственных продуктов

Кроме того, чиновникам поручено до 1 января 2020 года утвердить несколько правил, касающихся ведения реестра контрактов, содержащих государственную тайну. В частности, должны появиться:

  • порядок формирования и направления заказчиками сведений, подлежащих включению в реестр;
  • правила направления выписок и протоколов из реестра;
  • формы, в соответствии с которыми формируются и направляются запросы о предоставлении сведений из реестра.

В каком случае возможно привлечение

С опорой на положения Гражданского кодекса исполнитель может привлекать соисполнителей, если такое право предоставлено ему контрактом. Заказчик может гарантировать исполнителю данное право в любом контракте. Это прописано в ст. 780 Гражданского кодекса.

На основании ч. 5 ст. 30 44-ФЗ в закупочном извещении допускается установить требование к поставщику о привлечении к исполнению госконтракта компанию, которая относится к СМП и СОНКО. Данный факт и объем выполняемых работ соисполнителем в размере не менее 5% должен быть зафиксирован в государственном контракте. Если исполнитель не выполнит указанное условие, то он понесет ответственность (например, в виде штрафных санкций размером 1% от цены договора).

Заказчик учитывает долю данных закупок в годовом объеме закупок у СМП и отчитывается по ней, поэтому он строго контролирует соблюдение нормативов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector