Страхование ответственности перевозчика грузов и пассажиров

Какие бывают случаи и риски

Факт наступления гражданско-правовой ответственности страхователя является страховым случаем. Это момент, который он признает по договору добровольно или по решению суда принудительно. Данное понятие включает страховой риск. Он, в свою очередь, выступает формальным выражением нанесения ущерба.

Схема: страховые риски.

Относительно имущества владельца существуют следующие риски:

  • полной или частичной потери груза;
  • повреждения груза;
  • ущерба, понесенного выгодоприобретателем в случае невыполнения в полном объеме или частично договорных обязательств перевозчиком (просрочка при доставке, неправильная выдача груза или задержка в ее осуществлении, неправильная доставка имущества по вине страхователя);
  • вреда, причиняемого грузом имуществу, жизни и здоровью третьих лиц;
  • затрат перевозчика по предварительному согласованию со страховщиком (на защиту интересов в суде, предотвращение или уменьшение причиненного вреда, оплату услуг дополнительных экспертов).

Размеры ответственности всегда устанавливаются по согласию сторон. Страховым случаем при перевозке грузов может расцениваться:

  • ДТП;
  • перенаправление груза на правильный адрес;
  • действия, связанные с уменьшением размера или предотвращением ущерба;
  • действия, связанные с расследованием обстоятельств, при которых наступил страховой случай;
  • пожар, молния, буря, вихрь или иные стихийные явления предусмотренные договором;
  • удар транспортного средства о неподвижный предмет;
  • взрыв, повреждения ТС льдом;
  • действия, принятые для устранения взрыва или пожара;
  • исчезновение транспортного средства без вести;
  • несчастный случай, связанный с погрузкой, укладкой, выгрузкой груза и при приеме ТС средством топлива;
  • повреждение транспорта атмосферными осадками;
  • исчезновение груза;
  • кража со взломом, грабеж, разбойное нападение и другие неправомерные действия третьих лиц;
  • поломка рефрижератора и повреждение быстропортящегося груза вследствие этого.

Страхованию подлежит не только груз, но и ряд других расходов связанных с его перевозкой. Страховым случаем по умолчанию считается все, что ведет к полной или частичной потере груза.

При наступлении страхового случая перевозчик обязан:

  • информировать каждую заинтересованную сторону;
  • незамедлительно письменно уведомить о наступлении страхового случая страховщика;
  • принять меры относительно уменьшения или устранения существующего ущерба.

Все вопросы, связанные с возмещением убытков владельцу имущества, решает страховщик.

Условия договора

Страхование ответственности перевозчика груза входит в число добровольного, поэтому обязанность ограждения от непредвиденных последствий страхового случая лежит на страхователе.

При заключении договора необходимо обговорить детально каждый его пункт, чтобы не возникли недоразумения между сторонами в решении вопроса о размере выплат и его совершении.

В условия договора причисляются положения:

  • при страховании груза собственником выплата производится независимо от виновности перевозчика. Однако если его вина доказана, то страховая компания предъявляет требования к страхователю в соответствии, с чем он обязан компенсировать ущерб;
  • при страховании груза перевозчиком страховая компания совершает выплаты в любом случае, не предъявляя требования к перевозчику;
    чтобы определить стоимость страховки необходимо иметь сведения о количестве перевозок, средней сумме одной перевозки;
  • если застрахован груз, то перевозчик должен ставить в известность страховую компанию об осуществлении каждой отгрузки, потому что по нему составляется счет;
  • при оформлении страхования ответственности страхователь не имеет дополнительных обязанностей по уведомлению страховщика об отгрузках, он оформляется единожды.

Однако необходимо учесть, что покрытие страхования грузов осуществляется в большей степени, при страховании ответственности.

В договоре должна содержаться следующая информация, которая влияет на степень страхового риска:

  • официальное наименование, юридический адрес страхователя, его банковские реквизиты;
  • о транспортных средствах, подлежащих страхованию. В частности их количестве, типе, марке, года выпуска, грузоподъемности, его техническом состоянии;
  • личные данные экипажа, его квалификации и профессиональном опыте;
  • регион эксплуатации, его характер, интенсивность, дальность маршрута перевозки;
  • характеристика груза, который будет перевозиться;
  • перечень заявляемых на страхование страховых рисков;
  • срок страхования и лимиты страховой ответственности.

Объекты обязательного страхования

Перечень объектов обязательного страхования включает в себя:

  • ущерб, который был нанесен жизни и здоровью пациентов (это касается и детей);
  • вред, нанесенный багажу, грузу и иному имуществу, которое перевозят пассажиры.

Полис распространяется на автобусные перевозки, железнодорожные перевозки независимо от дальности, городской электрический транспорт, воздушный, внутренний водный, монорельсовый транспорт, а также легкое метро.

ЖД перевозки

В соответствии с транспортным железнодорожным уставом от 1998 года перевозчик является ответственным за жизнь и здоровье пассажиров и багаж. Это не касается ручной клади – за ней пассажиры должны следить сами.

ГК РФ предусматривается величина компенсации за потерю груза на железнодорожном транспорте.

Существует ряд обстоятельств, которые освобождают от обязанности компенсации. Это касается ситуаций, когда груз сопровождается экспедитором или представителем получателя, когда обнаруживается минимальная недостача веса и так далее.

Автоперевозки

В уставе автотранспорта РСФРСР от 1969 года отсутствуют указания относительно ущерба жизни и здоровью пассажира. Но ответственность автоперевозчика определяет ГК РФ. Регулируется она так же, как и при железнодорожной транспортировке.

Если транспортная организация не застраховала ответственность, ей придется отвечать за ущерб в рамках закона. Владельцы автомобилей, используемых для перевозки, и компании, работающие с ними, должны возмещать ущерб, нанесенный ими. Есть и исключения, к примеру, если случай наступил при форс-мажоре либо пострадавший допустил ситуацию умышленно.

Возмещать убытки должна компания либо частное лицо, являющееся владельцем автомобиля на законных основаниях: имеющее право собственности, арендующее его, использующее по доверенности и так далее.

В случаях, когда ущерб был спровоцирован несколькими автомобилями одновременно, величина компенсации равномерно разделяется на владельцев. Если владелец сможет доказать, что лишился транспортного средства по причине противозаконных действий злоумышленников, он будет освобожден от ответственности.

Авиаперевозки

Воздушным кодексом РФ от 1997 года предусматривается определение величины ответственности авиаперевозчика в соответствии с указаниями ГК РФ, если страховой полис не содержит информации о другой сумме.

Помимо этого авиакомпания ответственна за сохранение багажа, грузовых отправлений, предметов, которые находятся при пассажире. Каждый желающий может сдать багаж, указав его стоимость предварительно. В этом случае размер компенсации будет ей соответствовать. Если цена не указывалась пассажиром, предполагается возмещение, равное стоимости груда, но максимальная выплата не должна превышать 2 МРОТ за килограмм.

Компенсация за ручную кладь также определяется стоимостью. В случае, когда установление ее ценности невозможно, положена компенсация, которая не превышает 10 МРОТ.

Если авиаперевозчик предоставит доказательства того, что с его стороны были предприняты все действия для предотвращения наступления страхового случая, с него могут снять ответственность. Это касается и случаев, когда страхователь доказывает, что ущерб имуществу был причинен не на протяжении авиаперевозки.

В соответствии с кодексом авиаперевозчик может повысить лимит ответственности. Но для этого нужно заключить договор с отправителем либо получателем груза или с пассажирами рейса.

Обязательное страхование предполагает определение размера для каждого из пассажиров в 1000 и больше МРОТ. Данная сумма должна быть выплачена при получении человеком травмы или его гибели.

В отношении компенсации за потерянное имущество минимальная сумма будет определяться лимитом ответственности перевозчика.

Морской транспорт

Страхование судов и морских грузов предполагает следующее распределение обязательств по компенсации:

  • 75% убытка при столкновении судов должен покрыть страховщик, выдавший полис;
  • 25% за поврежденное судно, компенсацию утраченных грузов и нанесения вреда пассажиров возмещаются клубами взаимного страхования.

Ответственность перевозчика регулируется нормативными актами, которые были приняты еще в СССР: Уставом водного транспорта и Морским кодексом. Последний документ включает информацию об ответственности перевозчика, первый же не содержит данных о причинении вреда пассажирам.

Добровольные страховые программы

Обязательный договор со страховщиком пассажир заключает в момент приобретения билета. Добровольный же – только по собственному желанию. Сделать свой выбор можно при покупке билета в транспортной кассе, либо воспользоваться услугами другого страховщика.

Только обязательное страхование пассажиров перевозчиком

подразумевается автоматически, для чего у транспортной компании имеется договор ОСГОП. Добровольное пассажиры оформляют самостоятельно, пользуясь посредничеством перевозчика или обращаясь прямо в офис страховщика, стремясь повысить сумму компенсации при наступлении несчастного случая в поездке. Страховщиком в обоих случаях может выступать один оператор или несколько на усмотрение перевозчика и пассажиров.

«ПРОГРЕСС страхование» сотрудничает с ведущими операторами России, предлагающими договора страхования пассажиров перевозчиком

на различных условиях.

«Ингосстрах»

Пакет предложений компании по ОСГОП охватывает следующие категории пассажирских перевозок:

  • автомобильные;
  • городским электротранспортом (трамваи, троллейбусы);
  • железнодорожные;
  • водные;
  • авиа.

При выборе необходимого продукта, например, страхования жизни пассажиров

, клиент в «Ингосстрах» получает всестороннее сопровождение от момента выбора подходящей программы до урегулирования обращений держателей страховок.

Что относят к объектам страхования ответственности

Объект страхования — это обязательство перевозчика, которое связано с компенсацией принесенного ущерба, который был нанесен пассажирам или Заказчику, во время перевозки или поездки, на транспортном средстве, принадлежащим перевозчику.

Зачем необходимо страхование? Страхование обеспечивает возмещение ущерба пассажирам в независимости от вида ТС. Страхование выгодно и перевозчикам, при наличии полиса можно избежать судебных разбирательств и избежать убытков, их покроет страховка. Страховка также обеспечивает и выплаты клиентам и Заказчика, если у компании недостаточно денежных средств.

Перевозчик обязан застраховать свою ответственность перед пассажирами

Страхователем должны выступать все организации, которые занимаются перевозками грузовыми или пассажирскими. Транспорт юридического лица, может находиться в собственности, в аренде или в кредите.

Какая бывает страховка и какие риски она покрывает

Страховка может быть обязательной и добровольной. Первая – регулируется на уровне законодательства, поэтому выплаты по ней строго фиксированы и имеют определённые рамки. Вторую – выбирает сам страхователь, он определяет набор рисков, которые хотел бы застраховать, соответственно выплаты по ним будут соответствовать прописанным в договоре пунктам.

В случае наступления страхового события, под которым подразумевают обстоятельства, возникшие в период действия полиса и обязывающие возместить причинённый ущерб, суммы по каждому риску разделяют, а именно:

  • при летальном исходе, обязаны выплатить не менее 2,025 млн рублей;
  • если нанесли вред здоровью – в размере не менее 2 млн рублей;
  • если пострадало имущество – в р-ре не меньше 23 тыс. рублей.

Перевозчик, занимающийся транспортировкой грузов, может дополнительно застраховать свои риски, путем заключения договора добровольного страхования, тем самым расширив их покрытие.

Такая страховка охватывает следующие риски:

  • ДТП;
  • пожар;
  • взрыв;
  • опрокидывание ТС;
  • перегрев или переохлаждение груза;
  • обрушение моста;
  • ЧП в ходе погрузки-выгрузки;
  • кража, грабёж и разбойное нападение.

Страхование грузов покрывает риски по их:

  • утрате;
  • гибели;
  • повреждению.

При условии, что груз был принят к перевозке или экспедированию в соответствии с постулатами международных транспортных конвенций. Например, для трансграничных автомобильных перевозок – международной Конвенцией «О договоре международной дорожной перевозки грузов» (Конвенция Дорожных Перевозов Грузов, сокращённое международное название – CMR) от 1956 года.

Морские перевозки

При страховании судов и морских грузов обязательства по выплате возмещения распределяются следующим образом:

  • 75% убытка в случае столкновения судов покрывается страховщиком, выдавшим полис каско (за повреждение самого судна),
  • 25% за поврежденный корабль, а также компенсацию за утраченный груз и нанесенный вред людям оплачиваются клубами взаимного страхования.

В отношении регулирования ответственности перевозчика действуют следующие нормативные акты, принятые еще в СССР: Морской кодекс и Устав водного транспорта. В первом документе упоминается об ответственности перевозчика перед пассажирами, во втором нет ни слова о причинении им вреда.

Размеры страховых выплат

Размер страховой компенсации зависит от произошедшего страхового случая:

  • смерть пассажира – компенсация составляет до 2 025 000 рублей, а ее выплата осуществляется в пользу родственников погибшего;
  • ущерб здоровью пассажира – лимит компенсации в этом случае равняется 2 000 000 рублей;
  • имущественный ущерб (повреждение вещей, принадлежащих пассажирам, во время их перевозки) – компенсация может доходить до 25 000 рублей.

Более точный размер компенсации может быть определен комиссией на основании конкретного ущерба, полученного гражданином. Так, к примеру, оцениваются следующие типы повреждений:

  • повреждение глаза (эрозия роговицы травматического характера) – 100 000 рублей;
  • проникающее ранение – 100 000 рублей;
  • перелом носа (в том случае, если при лечении проводились операции либо выполнялась фиксация) – 200 000 рублей;
  • повреждение барабанной перепонки, ставшее результатом прямой травмы – 100 000 рублей;
  • разрыв нервных стволов конечностей (рук либо ног) – 400 000 рублей;
  • сотрясение мозга различной тяжести (если впоследствии проводилось лечение в амбулаторных условиях не менее 10 суток) – 60 000 рублей;
  • перелом костей свода черепа – 300 000 рублей.

При получении пассажиром комплексных повреждений компенсация за лечение рассчитывается следующим образом: все указанные в эпикризе травмы переводятся комиссией в процентное соотношение от общего количества повреждений (100%), после чего полученные величины умножаются на 2 000 000 рублей (то есть на максимально возможный размер компенсации).

FAQ: Ответы на вопросы по обязательному страхованию ответственности перевозчиков

30.10.2012

Вопрос:

Уважаемый А.Б., интересует ответ на следующий вопрос: подпадаем ли мы под ФЗ № 67 от 14.06.12 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью…» если в нашей организации один автомобиль — пассажирская Газель, которую мы используем только для административных нужд (привезти директора, отвезти юриста в суд, забрать и привезти документы от контр агента и т.д.)?Заранее спасибо.

Ответ:

Под действие Закона 67-ФЗ попадают только перевозчики, оказывающие платные услуги по перевозке пассажиров в соответствии с Транспортным уставом — Федеральный закон Российской Федерации от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

04.11.2012

Вопрос:

Подпадают ли под действие ФЗ-67 от 14.06.12 автобусы, осуществляющие перевозку пассажиров по разовым заказам. Лицезирование на заказные перевозки отменено 17.04.2012.

Ответ:

Да, попадают – для любых организованных перевозок пассажиров будет требоваться полис ОСГОП.

15.03.2013

Вопрос:

Здравствуйте,скажите правильно ли я понял из закона о ОСГОП, что страховать ответственность перевозчика должен не хозяин автобуса, а перевозчик который владеет маршрутом.(Я как хозяин автобуса сдаю его в аренду хозяину маршрута(перевозчику) и сам на нем работаю. Спасибо.

Ответ:

Да, страхователем в данном случае должен быть перевозчик.

15.03.2013

Вопрос:

По социальной карте (пенсионерам) в автобусах, тройлейбусах, маршрутных такси в городах не выдают билеты. А билет нужен обязательно при стаховом случае на транспорте, иначе не выдадут страховку. Как тут быть?

Ответ:

По Закону об ОСГОП пПассажиром признаются также граждане, находящиеся в салоне на законном основании, т.ч. страховая выплата должна быть произведена.

28.01.2014

Вопрос:

Человек погиб при аварии рейсового автобуса, который шел с перегрузом,т.е пассажиров в автобусе было больше чем посадочных мест и сел он в автобус не на автовокзале,а на полпути до пункта прибытия и билет в кассе автовокзала он не покупал.Автобус был застрахован по ОС ГОП,попадает ли этот случай под страховые выплаты?

Ответ:

Да, это страховой случай по ОСГОП – страховая выплата должна быть произведена.
Если есть проблемы с получением выплаты, можно обратиться за консультацией в НССО — Национальный союз страховщиков ответственности.

28.01.2014

Вопрос:

У меня такая ситуация, мой отец работник автотранспортного предприятия , которое осуществляет регулярные перевозки по межгороду. Недавно произошло страшное ДТП, когда он перевозил пассажиров в результате чего мой отец(водитель автобуса) и еще 7 пассажиров умерли. Положена ли ему страховая выплата по ОСГОП или там страхуют только пассажиров? Каким образом тогда должна организация страховать водителей в этом случае?

Ответ:

Страхование ОСГОП распространяется только на пассажиров. Обязательного страхования водителей в России не существует.
В данной ситуации можно рассчитывать на выплату по социальному страхованию со стороны работодателя.
Также если сам водитель не виноват в ДТП (есть другой виновник), то должны заплатить по ОСАГО – 160 т.р.

29.03.2015

Вопрос:

Здравствуйте, наша компания осуществляет пассажирские перевозки по междугородним маршрутам. Во время движения произошло ДТП, пассажиры находящиеся в салоне автобуса не пострадали, пострадал водитель жигулей который столкнулся с автобусом. Положена ли компенсация водителю жигулей по страховке об ответственности страхования перевозчика или эту компенсацию ему положено по ОСАГО?

Ответ:

Пострадавший в ДТП водитель не является вашим пассажиром, следовательно, компенсация ему положена по договору ОСАГО, а по договору ОСГОП.

30.03.2015

Вопрос:

Добрый день, помогите разобраться в соответствии с Законом об ОСГОП в следующем: На автовокзале к билету на проезд на автобус междугороднего маршрута прилагают страховой полис(за отдельную плату). Так данная страховка является дополнительной или отсутствие данного полиса влечет невозможность получения страховых выплат при ДТП?

Ответ:

Если полис выписывается на пассажира, то это — добровольное страхование. От него можно отказаться при покупке билета. На обязанность перевозчика компенсировать пассажиру причиненный вред в рамках ОСГОП это полис добровольного страхования никак не влияет. Чтобы получить выплату по ОСГОП сам пассажир никакой полис опкупать не должен — за ОСГОП всегда платит сам перевозчик.

ЗАДАТЬ СВОЙ ВОПРОС

Перечень страховых случаев

Страховка ответственности перевозчика покрывает риски, связанные со следующими обстоятельствами:

  • Травмирование, ранение либо гибель одного либо нескольких пассажиров, пребывающих на транспортном средстве при аварии или ином событии, связанным с использованием транспорта страхователем.
  • Потеря либо частичное повреждение багажа независимо от его вида ввиду событий, предусматриваемых законом.
  • Потеря, недостача, полная утрата либо повреждение груза, переданного для доставки.
  • Нарушение сроков, определенных для доставки людей или грузов в место назначения (если причина включена в перечень оснований для компенсации).
  • Нарушения при выдаче: безосновательные задержки, отсутствие необходимой документации, подтверждающей право получателя забрать доставленный груз.
  • Неправильная засылка отправления груза.
  • Увечья и смерть людей, что находились рядом с транспортным средством страхователя, потеря чужого имущества ввиду неправильной эксплуатации транспорта, который был застрахован.

В указанных случаях страховщик должен компенсировать ущерб всем пострадавшим из-за страхователя.

Что необходимо для заключения договора страхования?

В условия договора в большинстве случаев не входит субэкспедиция, то есть перевозка с помощью арендованного либо лизингового транспорта. При этом задействованы третьи лица.

Общие положения

Компания – экспедитор в большинстве случаев не имеет возможности страхования грузов за свой счет. Это не имеет смысла, поскольку сумма страховой премии намного выше. Услугой страхования ответственности экспедитора пользуются:

  • транспортные, экспедиторские компании;
  • люди, осуществляющие деятельность в таможенной сфере;
  • компании и терминалы, осуществляющие логистические услуги.

Страхование предполагает покрытие ответственности страхователя, возникшее по любой причине. Должен быть указан исчерпывающий перечень случаев, которые не попадают под страховое покрытие.

Страхование ответственности регулируется такими законодательными актами:

  • устав автомобильного транспорта Российской Федерации;
  • Гражданский кодекс РФ;
  • Таможенный кодекс РФ;
  • Федеральный закон РФ «О транспортно-экспедиционной деятельности»
  • международные договора и конвенции, регламентирующие правила перевозки грузов (CMR/КДПГ, FIATA);
  • требования законодательства, касающиеся правил перевозок грузов;

Действие договора страхования начинается в момент выплаты компанией – экспедитором страховой премии. В подтверждение этого страховщик изготавливает полис страхования ответственности грузоперевозчика.

Про порядок заключения договора страхования читайте здесь.

Образец сертификата страхования ГО экспедитора.

Обязательства

Компания перевозчик, осуществляющая экспедиционную деятельность обязана:

  • обеспечить безопасность перевозки пассажиров;
  • нести ответственность автоперевозчика за сохранность груза до момента прибытия на место;
  • компенсировать убытки, возникшие по её вине;
  • возместить ущерб в результате ошибки сотрудников (неправильная погрузка или засыпка груза, нарушение правил перевозки, неправильное комплектование, ошибки при формировании тарифов)
  1.  Связаться с менеджером Компании любым удобным способом, как указано ниже
  2.  Получить у менеджера и заполнить заявление на обязательное страхование
  3.  Приложить к заявлению на обязательное страхование следующие документы: 
  • Сведения о транспортных средствах, допущенных к эксплуатации, по видам транспорта, указанным в заявлении на обязательное страхование;

  • Копия(-ии) лицензии(-ий) (и/или иных обязательных разрешительных документов) на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров видами транспорта, указанными в Заявлении на обязательное страхование;

  • Расчет количества перевезенных пассажиров и копии документов, обосновывающих расчет, по видам транспорта, указанным в Заявлении на обязательное страхование.

Сумма страховой компенсации

Суммы страховых выплат указаны в полисе и установлены максимальные пороги законодательством. Например, если пассажирам был нанесен ущерб здоровью, что компенсация не должна превышать двух миллионов рублей на одного клиента. При потере трудоспособности, то полный период терапии и реабилитации он должен получать компенсацию, размер которой равен доходу. Так же входит и оплата полного курса медицинского лечения и реабилитации.

Максимальная сумма страховой компенсации перед пассажиром — 2 млн.

Если пассажир погиб в результате действий компании перевозчика, то его близким выплачивается компенсация, не превышающая двух миллионов двадцати пяти тысяч рублей. Данная сумма делится на две статьи расходов. Первая — содержание иждивенцев, расходы на похороны.

Если компания — перевозчик потеряла груз или багаж, то владельцу обязаны выплатить стоимость багажа, сумма компенсации не может превышать двадцать три тысячи рублей.

Если вещи были повреждены, то владельцу выплачивают сумму равную стоимости ремонта.

При задержке сроков доставки груза выплачивается согласно законодательству Российской Федерации.

Если перевозчик доставил груз по неверному адресу, то он обязан оплатить все расходы, связанные с пересылкой груза в пункт назначения.

Что еще включено в страховые выплаты

СК перед выплатой компенсации оплачивает и такие мероприятия как:

  • На расследование страхового случая и причины его возникновения.
  • На оценку ущерба.
  • На судебные расходы, на услуги адвокатов и экспертизы.
  • Затраты на компенсацию.

По каждому конкретному страховому случаю, в договоре пропишут максимальный порог выплат на одного человека или на один случай

При подписании соглашения, на данный пункт требуется обратить особое внимание

Что будет оплачено в случае страхового возмещения

Если в договоре прописанный лимит будет ниже, чем понесенный ущерб, то СК выплатит ущерб каждому пострадавшему в рамках установленной договором суммы, пропорционально ущербу.

Если потерпевшего не устраивает сумма выплаты, то получить, компенсацию можно только в судебном порядке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector