Как применяются правила национального режима в госзакупках

Содержание:

Нацрежим на практике

Применение запрета

Предмет закупки заказчика входит в группу № 1. Действие запрета не будет распространяться, если участник приложит к заявке один из трех документов:

  1. Копию специнвестконтракта, которую заверил руководитель организации — участницы такого контракта.
  2. Акт экспертизы, подтверждающий, что предложенный товар удовлетворяет требованиям из постановления № 719 от 17 июля 2015 года (выдается Торгово-промышленной палатой).
  3. Сертификат по форме СТ-1, подтверждающий российское или приравненное к нему происхождении товара.

Таким образом, к участию в закупке допущены два участника – № 1 и № 2.

Применение ограничения

Выше мы упоминали о том, что ограничение — это правило «Третий лишний». Суть в том, что все заявки с иностранными товарами отклоняются в том случае, если есть как минимум две заявки (в отдельных случаях — одна заявка) с товаром из РФ или ЕАЭС (в некоторых случаях допускаются только товары из России). Причем эти заявки должны содержать предложения разных производителей.

Допустим, заказчику нужно закупить лекарственный препарат из списка жизненно важных (распоряжение Правительства от 23.10.2017 № 2323-р). Здесь вступает в работу постановление № 1289. Оно требует, чтобы поставщики подтвердили происхождение препарата, приложив ко второй части заявки сертификата СТ-1.

В этом случае заказчик должен «включить» ограничение из постановления № 1289. Ему следует отклонить заявку участника № 2, поскольку она содержит препарат иностранного производства. Заявку участника № 4 также нужно отклонить, поскольку он не приложил сертификат. Таким образом, к участию допущены два поставщика.

Применение условий допуска

С условиями допуска из приказа Минэкономразвития № 155 все не так просто. Во-первых, приказ распространяется на самые разные товары, начиная с овощей и заканчивая мебелью. Тогда как «запретные» и «ограничительные» постановления имеют узкую направленность. Во-вторых, для каждого вида процедуры правила предоставление ценовой преференции работают по-своему. Это видно из Схемы 2.

Схема 2. Предоставление ценовой преференции в связи с национальным режимом

Преференции нет

Конкурс, Запрос котировок, Запрос предложений

Аукцион

В закупки только часть товара включена в перечень из приказа № 155

Закупка признана несостоявшейся

Все заявки содержат предложения поставки иностранного товара

Стоимость товаров из РФ или ЕАЭС в заявке составляет
менее 50%

Стоимость товаров из РФ или ЕАЭС в заявке победителя составляет
более 50%

Также существуют случаи, когда преференции из приказа № 155 не предоставляются (см. Схему 2).

Рассмотрим закупку госмедучреждением медицинских изделий, попадающих под приказ № 155. Закупка проводится через аукцион, начальная цена — 98 000 рублей. Поставщики в качестве подтверждения происхождения изделий должны приложить декларацию.

Правила включения компании в реестр по Постановлению №878

Правила попадания в него по постановлению №878 от 10.07.2019 для радиоэлектроники и телекоммуникационного оборудования различные. Действия, которые придется сделать, чтобы попасть в этот перечень:

Как попасть в перечень радиоэлектронной продукции Как попасть в перечень телекоммуникационного оборудования

Производитель получает в Минпромторге заключение о подтверждении российского происхождения. В течение трех рабочих дней со дня его выдачи продукция попадает в перечень.

Если заключение получали до 27.07.2019, министерство само включит продукцию в перечень в течение двух месяцев. Это закреплено в п. 6 раздела II правил формирования и ведения реестра.

Если изменяете данные, которые включены в реестр, сообщите об этом министерству в течение 30 дней с даты изменений.

Такое оборудование, независимо от даты выдачи заключения, попадет в реестр только после заявления производителя. Статус оборудования российского производства присвоит Минпромторг.

Министерству предоставляют документы, которые подтверждают, что производитель и оборудование соответствуют требованиям.

Если заявитель не предоставит необходимые сведения или у ведомства возникнут сомнения, экспертный совет проверит на месте производителя.

Подтверждать, что оборудование сделано в России, придется ежегодно.

Если оборудование не включат в список, то производитель сможет снова подать заявление только через год со дня отказа.

Как применять ограничения: правила для 44-ФЗ

Новые правила ограничения допуска иностранной радиоэлектроники по 44-ФЗ заработали с 01.09.2019 и будут работать до 2021 года. До сентября 2019 года применяли Постановление Правительства №968 от 26.09.2016.

По смыслу ПП 878 радиоэлектронная продукция — это та, которая утверждена в перечне. Именно по отношению к ней устанавливаю ограничения.

ВАЖНО!

Нельзя собрать в одну закупку радиоэлектронику, которая попала в перечень по постановлению №878, и которой нет в нем.

Пошаговая инструкция, как применять постановление правительства 878 от 10.07.2019 в 2020 году:

Шаг 1. Поставщик в заявке декларирует, что он поставит отечественный товар из реестра, сославшись на номер реестровой записи. Его заявку не отклоняют.

Шаг 2. Участник заявляет, что поставит иностранный товар или не ссылается на номер реестровой записи. Рассмотрят радиоэлектронику как иностранную и отклонят, если поступили как минимум две заявки, которые одновременно:

  • соответствуют извещению и документации;
  • предлагают поставить товары из перечня;
  • не предлагают поставить товары от одного производителя или производителей, которые входят в одну конкурентную группу.

Шаг 3. Когда госконтракт исполняется, не меняется продукция из реестра на ту, которой в нем нет.

В ч. п 4 постановления 878 указано, что ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не устанавливают, если в реестре нет продукции, которая соответствует тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, планируемой к закупке, или радиоэлектронная продукция из реестра по своим функциональным, техническим или эксплуатационным параметрам не соответствует требованиям, которые установил заказчик в закупке. В письме №ПГ-11-7984 от 24.09.19 Минпромторг разъяснил, как определить класс радиоэлектронной продукции и что это такое. Ведомство разъяснило, что класс радиоэлектронной продукции указывается в столбце 4 реестра. То есть классом радиоэлектронной продукции являются:

  • собственно радиоэлектронная продукция;
  • телекоммуникационное оборудование.

Официальные комментарии

Внесённые в Правила дорожного движения изменения направлены на повышение безопасности пешеходов, велосипедистов, маршрутных транспортных средств. Эти изменения позволят органам государственной власти и местного самоуправления регулировать режим проезда по территории населённых пунктов транспортных средств с высоким уровнем выбросов вредных веществ, в том числе предоставляя преференции для экологически чистых транспортных средств.

В целях защиты окружающей среды от воздействия выбросов автомобилями вредных (загрязняющих) веществ введены новые дорожные знаки особых предписаний «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств», «Зона с ограничением экологического класса грузовых автомобилей», знак дополнительной информации (табличка) «Экологический класс транспортного средства», новые термины.

В связи с ускоренным развитием экологически чистого вида транспорта с целью обозначения мест зарядки электромобилей и обеспечения возможности их парковки в таких местах введены новые термины «электромобиль», «гибридный автомобиль», соответствующие дорожные знаки и разметки.

Термины «разделительная полоса» и «островок безопасности» в настоящее время предусматривают их использование при разделении проезжей части. В связи с этим возникают затруднения при устройстве пешеходного перехода через проезжую часть и трамвайные пути с использованием островков безопасности, включающих часть разделительной полосы на границе проезжей части и трамвайных путей. Внесёнными изменениями в определение этих терминов включено словосочетание «трамвайные пути».

В целях обеспечения безопасности дорожного движения действие дорожного знака «Остановка запрещена» распространено на маршрутные транспортные средства вне зоны остановок маршрутного транспорта.

В действующей редакции Правил велосипедистам младше 14 лет нельзя двигаться по дороге, а сопровождающим их взрослым велосипедистам нельзя двигаться по тротуару. Это приводит к разделению детей и сопровождающих их взрослых. Внесёнными в Правила изменениями разрешается движение велосипедистов по тротуару или пешеходной дорожке в случае сопровождения взрослым велосипедиста в возрасте до 14 лет.

Принятые решения направлены на повышение безопасности пешеходов, велосипедистов, маршрутных транспортных средств. Эти изменения позволят органам государственной власти и местного самоуправления регулировать режим проезда по территории населённых пунктов транспортных средств с высоким уровнем выбросов вредных веществ, в том числе предоставляя преференции для экологически чистых транспортных средств.

Последние изменения

06.08.2020 вступили в силу поправки в постановление правительства от 10.07.2019 №878. Определили радиоэлектронику, в закупки которой допустят заявки с предложениями поставить товары из ЕАЭС с такими кодам ОКПД2:

  • 27.31 — кабели волоконно-оптические;
  • 27.32 — провода и кабели электронные и электрические прочие.

Вот пояснения для заказчиков и поставщиков по применению ограничений для товаров, которые подпадают под эти коды.

  1. Госзаказчикам приходится отклонять заявки с предложениями иностранных товаров, если есть как минимум 2 заявки, которые одновременно:
    • соответствуют извещению и документации;
    • предлагают поставить радиоэлектронику из реестра или произведенной на территории государства — члена ЕАЭС (Армения, Беларусь, Киргизия, Казахстан);
    • не предлагают один и тот же вид, радиоэлектронику одного производителя или производителей, которые входят в одну конкурентную группу.
  2. Поставщики, предлагающие российские товары, декларируют, что его радиоэлектроника включена в реестр радиоэлектронной продукции Минпромторга по постановлению №878, и указывают номер реестровой записи.
  3. Поставщикам, предлагающим товары из ЕАЭС, придется предоставить акт экспертизы по определению страны происхождения товара. Его получают в уполномоченном органе государства — члена ЕАЭС. В нем прописывается информация о том, что сведения об оптическом волокне, которое используется при производстве радиоэлектронных продуктов, есть в российском реестре промпродукции.

Изменения в закупках по 44-ФЗ

Квотирование закупок

В декабре 2020 года было принято Постановление Правительства РФ № 2014, которое устанавливает минимальную долю отечественных товаров в процентном отношении к общему объему закупок определенных товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году. На текущий момент определено более 100 наименований таких товаров. Для каждого из них установлена доля в объеме закупок на период с 2021 по 2023 г., которая должна приходиться именно на отечественный товар, включая продукцию из стран ЕАЭС. Применительно к лифтам, например, определена норма 90%, у других категорий она варьируется от 50 до 90–100%.

Также ПП РФ № 2014 установлен ряд особенностей определения НМЦК либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, для достижения минимальной доли закупки. Контроль за квотированием закупок закреплен за Минпромторгом: министерство будет следить, собирать данные, анализировать и выдавать оценку соблюдения требований по закупке отечественных товаров в необходимой минимальной доле. В случае если установленная норма не будет выполнена, Минпромторг представит отчет, в котором отразит перечень заказчиков и причины, по которым квотирование не выдержано.

Постановление Правительства РФ № 2014 вступило в силу 1 января 2021 года.

Больше подробностей о том, как меняются закупки в рамках контрактной системы, — в видеосовете эксперта Контур.Школы Петра Воронцова.

Электронный запрос котировок

С 1 апреля 2021 года вступает в силу новый порядок электронного запроса котировок.

Основные моменты электронного запроса котировок с апреля 2021 года:

  • НМЦК не более 3 млн руб.;
  • общий годовой объем не более 10% от СГОЗ; 
  • не предусмотрено внесение изменений в извещение о запросе котировок;
  • закупку можно отменить за 1 час до окончания срока подачи заявок; 
  • извещение и проект контракта публикуются в ЕИС не позднее чем за четыре рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок; 
  • после окончания срока подачи заявки рассматриваются в течение одного рабочего дня;
  • контракт заключается не ранее чем через 2 дня после размещения в ЕИС протокола подведения итогов.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе
Подробнее о курсах

Малые закупки

С 1 апреля 2021 года вступит в силу новое правило осуществления малых закупок. Заказчик получит право осуществлять закупки на сумму 3 млн руб. только в том случае, если они проводятся в электронной форме. Годовой объем таких закупок остался без изменений — 5% СГОЗ и 50 млн руб. для закупок по п. 4 ч. 1
ст. 93 44-ФЗ и 50% от СГОЗ и 30 млн руб. для закупок по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. То есть в рамках определенных лимитов можно будет закупать как по прямым контрактам, соответственно, в прежних объемах, так и планировать покупку товаров, работ или услуг до 3 млн руб., но при наличии «электронных» особенностей.

В конце статьи вы найдете шпаргалку с описанием порядка проведения малых закупок в 2021 году.

В конце статьи есть

РНП

Изменения, которые коснутся Реестра недобросовестных поставщиков, вступят в силу 1 июля 2021 года. Они обусловлены тем, что закон о контрактной системе в вопросах Реестра недобросовестных поставщиков носит несколько ущемляющий интересы учредителей компаний характер. На сегодняшний день существует норма, согласно которой в РНП включатся сведения не только о самой организации, но и о ее учредителе. Это не всегда правильно, поэтому данное правило пересматривается, и принято решение с 1 июля текущего года внести существенные корректировки. В РНП будут включаться данные об участниках (членах) корпоративного юридического лица, которые могут влиять на его деятельность, только в том случае, если они сами или вместе с аффилированным лицом владеют более чем 25% акций (долей, паев) такого лица. Таким образом, если на момент нарушения учредитель мог оказать влияние на действие провинившегося недобросовестного участника, сведения о нем будут включены в реестр. Если же учредитель по факту является миноритарием, данные о нем в РНП не попадут.

Правила обоснования невозможности использовать ограничения

Не ограничивают поставку импортной радиоэлектроники, если в реестре:

  • нет продукции с подходящими функциями;
  • есть товары с функциями, которые требуются, но по характеристикам они не подходят госзаказчику.

Заказчик обосновывает невозможность применить ограничения на допуск радиоэлектронной продукции. Обоснование выкладывается в ЕИС вместе с извещением и документацией о закупке. Порядок подготовки обоснования утвержден Постановлением №878 от 10.07.2019.

Новое постановление не применяют, если реализуются программы приграничного сотрудничества, и в закупках на территории зарубежных стран. В программы приграничного сотрудничества попали следующие:

  • «Карелия»;
  • «Коларктик»;
  • «Россия — Юго-Восточная Финляндия»;
  • «Россия — Латвия»;
  • «Россия — Литва»;
  • «Россия — Польша»;
  • «Россия — Эстония»;
  • «Интеррег. Регион Балтийского моря».

Получите заключение Минпромторга, чтобы подтвердить, что закупка проводится в рамках этих программ.

Запреты закупок турецких продуктов питания

Отдельно стоит поговорить о запретах, которые связаны с закупкой товаров и работ, которые выполняют организации, находящиеся под юрисдикцией или контролируемые гражданами Турецкой Республики.

Необходимо отметить, что утратило силу постановление №1457 от 29.12.2015. Ранее с 2016 года работы и услуги для госнужд нельзя было заказывать у турецких компаний. 31.05.2017 г. президент отменил эти специальные экономические меры указом №244 от 31.05.2017.

ВАЖНО!

Продолжает действовать запрет на турецкие продукты 44-ФЗ. По постановлению правительства №1296 от 30.11.2015 запрещена к ввозу в РФ некоторая сельскохозяйственная продукция, страной происхождения которой является Турецкая Республика. На сегодняшний день в списке значатся только томаты, свежие или охлажденные.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ — ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 ОКТЯБРЯ 1993 Г. N 1090

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации «О правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 18, ст. 1985; 2001, N 11, ст. 1029; 2003, N 40, ст. 3891; 2005, N 52, ст. 5733; 2008, N 8, ст. 741; 2010, N 20, ст. 2471; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 15, ст. 1780; 2013, N 5, ст. 371; N 29, ст. 3966; N 31, ст. 4218; 2014, N 14, ст. 1625; N 44, ст. 6063; N 47, ст. 6557; 2015, N 1, ст. 223; N 15, ст. 2276; N 27, ст. 4083; N 46, ст. 6376; 2016, N 5, ст. 694; N 31, ст. 5018; с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2017 г. N 761).

2. Установить, что абзацы восьмой — десятый, двенадцатый, тринадцатый, пятнадцатый — семнадцатый, двадцать третий (в части дополнения цифрами «5.35» и «5.36»), двадцать четвертый — двадцать шестой, двадцать восьмой и двадцать девятый подпункта «в» пункта 1 изменений, утвержденных настоящим постановлением, вступают в силу с 1 июля 2018 г., а абзацы одиннадцатый, четырнадцатый, двадцать седьмой и тридцатый подпункта «в» пункта 1 изменений, утвержденных настоящим постановлением, — с 1 июля 2021 г.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. МЕДВЕДЕВ

УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 2017 г. N 832

Ограничения при закупке лекарств

Ограничивайте допуск иностранных медикаментов при закупке из перечня ЖНВЛП (п. 1 ПП РФ №1289 от 30.11.2015, п. 2 письма ФАС России №ИА/10439/16 от 19.02.2016). Это касается препаратов с одним международным непатентованным или группировочным (химическим) наименованием. Товары, поставляемые из стран ЕАЭС, не подлежат ограничению (п. 1, 5 ПП №1289).

Применяйте ограничения следующим образом:

  1. Требуйте у участников в качестве подтверждения сертификат СТ-1 или заключение, выданное Минпромторгом. Запросите подтверждающие регистры в документации и извещении.
  2. Отклоняйте предложения с иностранными товарами при наличии минимум двух заявок, соответствующих требованиям закупочной документации, включающих лекарства из стран ЕАЭС и не содержащих продукцию от одного производителя или одной группы производителей. Если после отклонения запросов с иностранными товарами как минимум одна соответствует положениям п. 1 ПП №1289, примените условия допуска. Правила допуска используются и тогда, когда предложения иностранной продукции не отклонили из-за наличия медикаментов в перечне из приказа №126н от 04.06.2018.
  3. Не допускайте замену лекарственных препаратов на зарубежные предложения при исполнении контракта.

Программно-аппаратные комплексы систем хранения данных

Постановлением правительства №1746 от 21.12.2019 установлен запрет на приобретение иностранных программно-аппаратных комплексов систем хранения данных, в том числе на товары, которые являются предметом закупки работ (услуг), при выполнении (оказании) которых предусмотрена поставка таких товаров и на комплексы, которые являются предметом аренды и (или) лизинга.

ВАЖНО!

Действует до 26.12.2021.

Запрет распространяется не на всю продукцию по коду ОКПД2 26.20.2, а только на программно-аппаратные комплексы систем хранения данных.

Участники в заявке обязаны предоставить декларацию о нахождении радиоэлектронной продукции в едином реестре российской радиоэлектронной продукции с указанием номера реестровой записи. Номер реестровой записи, который указан в декларации, вписывается в госконтракт.

Ближайшие изменения в ПП №878

18.05.2020 на официальном сайте проектов нормативных актов опубликовали проект постановления правительства об установлении запрета на допуск радиоэлектронных товаров в госзакупках. Вместе с установлением запретов в закупках радиоэлектроники меняют и правила применения ограничений по ПП 878 от 10.07.2019. Таблица с ключевыми поправками по этому проекту:

Что планируют поправить Как долго действует Скачать проект постановления

Действующий перечень радиоэлектронных продуктов исключат. Заменят на новый.

Право на подготовку порядка обоснования НМЦК радиоэлектроники предоставят Минпромторгу по согласованию с Минфин и ФАС.

Планировалось, что с 01.07.2020 направление и получение заявлений, уведомлений, решений и разрешений, которые предусмотрены правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции, будет проходить через Государственную информационную систему промышленности (ГИСП). Но этого пока не сделали.

Исключение — заявления, уведомления, решения и разрешения, которые предусмотрены разделом III.I этих Правил, направление и получение которых проводится через ГИСП с 01.01.2023. Раздел III.I Правил — это новый раздел, который регулирует правила формирования и ведения евразийского реестра радиоэлектронных товаров.

С 01.01.2021 без ограничений Скачать проект постановления правительства

Установят запрет на допуск иностранных радиоэлектронных товаров из перечня радиоэлектроники, в отношении которой устанавливается запрет. Такой перечень утвердят отдельно.

Запрет и ограничение допуска иностранной радиоэлектронных продуктов распространят в т. ч. и на товары, которые поставляются заказчику в закупках работ и услуг и в рамках аренды или лизинга.

В закупках с запретами заработает принцип «второй лишний», это означает, что отклонят все заявки, в которых есть предложение поставить импортные товары, при условии хотя бы одной заявки, содержащей предложение о поставке из единого реестра российских радиоэлектронных продуктов и удовлетворяющей требованиям документации.

Декларация участника закупки о нахождении радиоэлектронной продукции в реестре — это документ, который подтвердит соответствие радиоэлектронной продукции требованиям документации.

Такой запрет не применят, если:

  1. Нет в России производства радиоэлектронной продукции. Чтобы это подтвердить, придется получить специальное разрешение на закупку иностранной радиоэлектронной продукции. Это разрешение выдадут через ГИСП в порядке, который разработает Минпромторг.
  2. Закупают радиоэлектронику из перечня, для которой устанавливаются ограничения допуска.

А Минпромторг начнет вести перечень электронной радиоэлектроники, в отношении которой указанный запрет не применялся.

Для соблюдения запретов и ограничений допуска иностранной радиоэлектроники не смогут объединить в один контракт (один лот) радиоэлектронику из перечня, ‎в отношении которой устанавливается запрет, или в перечень радиоэлектроники, ‎в отношении которой устанавливаются ограничения, и не включенная ‎в такие перечни.

При исполнении контракта заменить радиоэлектронную продукцию из перечня на иностранную не получится.

С 01.01.2021 в течение 2 лет

Вступит в силу отдельное постановление о запретах на допуск иностранной радиоэлектроники. Радиоэлектроника из стран ЕАЭС, если она попадет в спецреестр, не считается иностранной. Основание для включения евразийской радиоэлектроники в спецреестр — соответствие требованиям к промпродукции, которые предъявляются по постановлению правительства №719 от 17.07.2015.

Утвердят новый перечень иностранной радиоэлектронной продукции, для которой устанавливается запрет на допуск, за исключением евразийской радиоэлектроники.

С 01.01.2023 без ограничений

Ограничения при закупке радиоэлектроники

Заказчик обязан ограничить закупки иностранной радиоэлектроники, только если приобретаемая продукция включена в перечень из ПП РФ №878 от 10.07.2019. Этот норматив, а значит, и ограничительные правила, действует до 01.09.2021 (п. 13 ПП РФ №878).

Вот как применяются ограничения при заказах радиоэлектронной продукции:

  1. Объединение товаров, включенных в перечень, и позиций, отсутствующих в нем, в одном тендере, лоте или контракте не допускается (п. 7 ПП РФ №878).
  2. Начальная (максимальная) цена контракта формируется по правилам, установленным Минпромторгом. Исключение — продукция для реализации государственного оборонного заказа (п. 6 ПП РФ №878). Это касается и начальной цены единицы товара, начальной суммы цен и максимального значения цены госконтракта. Заказчик обязан обосновать цену (ч. 24 ст. 22 44-ФЗ).
  3. Подтверждением соответствия требованиям об ограничении является декларация о нахождении товаров в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции. В декларации ставится конкретный номер реестровой записи (п. 3 ПП №878). Установите такое требование в закупочной документации и извещении.
  4. Если среди предложений участников есть минимум два, в которых участники полностью соответствуют условиям заказа и предлагают поставить товары из Единого реестра российской радиоэлектронной продукции, отклоните другие заявки с иностранными товарами (п. 3 ПП №878). Есть еще одно условие: эти две заявки не включают продукцию одного и того же вида, производителя или группы производителей. Если заявки с иностранной продукцией не отклонены, к ним применяют условия допуска.
  5. Замена поставляемого товара из российского реестра на иностранную продукцию в ходе исполнения контракта невозможна (ч. 7 ст. 95 44-ФЗ, п. 8 ПП №878).

Если необходимая вам продукция отсутствует в Едином реестре российских радиоэлектронных товаров (или продукт из реестра не соответствует техническим и функциональным требованиям заказчика), ограничения на поставку иностранных изделий не применяются (п. 4 ПП №878). Подготовьте обоснование невозможности приобретения российского товара и разместите его в ЕИС наравне с извещением о госзакупке.

Последние изменения в запретах по постановлению №616

14 июля 2020 года на сайте проектов нормативных актов опубликовали проект постановления, которое меняет постановление №616. В этом постановлении уточнят правила подтверждения страны. Чтобы подтвердить, что товар не подпадает под запреты иностранных товаров, участники будут предоставлять в заявке одновременно:

  • выписку из реестра промышленной продукции (отечественного или евразийского);
  • информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории России, если такое предусмотрено постановлением №719.

Информацию о реестровых записях о товаре придется включать в контракт.

А если участник закупки в составе заявки предоставит выписку с совокупным количеством баллов, несоответствующим требованиям постановления №719 от 17.07.2015, его заявку приравняют к заявке, в которой предлагают поставить иностранные товары и соответственно отклонят.

До 01.06.2021 выписку и информацию можно не представлять в госзакупках для нужд обороны страны и безопасности государства (если товары не входят в перечень). Участникам достаточно отправить в составе заявки декларацию о стране происхождения товара.

Проектом уточняется, что в госзакупках ряда товаров легкой промышленности из перечня подтверждающие документы в отношении материалов и полуфабрикатов придется передавать на этапе исполнения контракта.

Ограничения на допуск иностранных товаров

В большинстве случаев ограничения применяются вместе с условиями допуска. Это значит, что перед проведением закупки надлежит проверить товары на наличие не только ограничений, но и условий допуска. Вот какая продукция попадает под ограничительные нормы:

  • лекарственные средства;
  • медицинские изделия;
  • радиоэлектроника;
  • продукты питания;
  • промтовары.

Есть случаи, когда заказчикам нет необходимости ограничивать заказы иностранной продукции:

  1. Торги проводятся до момента вступления ограничений в силу.
  2. Заказчик из иностранного государства приобретает товары на территории этого же государства для обеспечения собственных нужд.

Ограничения при закупке медицинских изделий

Ограничивайте поставку иностранных медицинских изделий при закупке продукции из перечней №1 и 2, утвержденных ПП РФ №102 от 05.02.2015. Правила применения подтверждающих документов зависят от типа и группы закупаемой продукции.

Ограничения не устанавливаются при заказе медицинской продукции, реализуемой для программ пограничного сотрудничества (п. 5 ПП №102). Для проведения такой госзакупки надлежит оформить заключение в Минпромторге.

Ограничения работают так:

  1. Приобретение товаров из перечня №1 и продукции, отсутствующей в нем, в рамках одной закупки невозможно.
  2. Подтверждением страны изготовления является сертификат СТ-1.
  3. Заявки, содержащие предложения иностранных медицинских изделий, отклоняются при соблюдении правила «третий лишний» (если есть две соответствующие требованиям заявки). Если вы не отклонили предложения с зарубежной продукцией, применяйте условия допуска (п. 2 ПП №102, п. 1 приказа 126н).
  4. Исполнение госконтракта проходит без замен поставляемой продукции на заграничную.

Медицинские продукты одноразового применения закупаются аналогичным образом, но с некоторыми нюансами:

  • НМЦК, цена единицы товара, начальная сумма цен и максимальное значение цены госконтракта рассчитываются по методике, закрепленной в приказе Минздрава №759, Минпромторга №3450 от 04.10.2017;
  • все цены обосновываются заказчиком;
  • в закупку включаются только изделия из перечня №2 ПП №102;
  • страна-изготовитель подтверждается сертификатом СТ-1;
  • доля зарубежного сырья в стоимости продукции фиксируется в акте экспертизы ТПП РФ или другим документом от уполномоченной организации из ЕАЭС;
  • иностранные предложения отклоняются при наличии минимум двух заявок, удовлетворяющих требованиям о соответствии;
  • при определении соответствия учитывается процентная доля зарубежного сырья в цене (ПП РФ №967 от 14.08.2017) и наличие документов по ГОСТ ISO 13485-2017;
  • условия допуска применяются к переложениям с заграничными изделиями из перечня 126н, которые не отклонил заказчик;
  • контракт реализуется без замен товаров и производителя медицинских изделий.

В перечне №2 есть дополнительные требования. При заказе медицинских изделий для обеспечения потребностей некоторых федеральных и государственных бюджетных учреждений учитываются условия из пп. «а», «б» п. 1 ПП №967 и п. 2 ПП РФ №1589 от 19.12.2018. К таким доптребованиям относится обязанность выбора поставщика из числа производителей продукции из перечня №2, осуществляющих локализацию собственного производства, и изготовителей, у которых показатель локализации собственного производства соответствует ежегодному достижению значения, установленного в постановлении правительства №967.

На сайте проектов нормативных актов опубликовали проект постановления. Ждем новые ограничения для иностранных:

  • стентов для коронарных артерий металлических непокрытых;
  • стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство (в том числе с нерассасывающимся полимерным покрытием и с рассасывающимся полимерным покрытием);
  • катетеров баллонных стандартных для коронарной ангиопластики;
  • катетеров аспирационных для эмболоэктомии (тромбоэктомии).

Планируется, что ограничения будут действовать в течение 2 лет и создадут для России технологические и экономические преимущества.

Ограничения будут применять по правилу «второй лишний»: если подана хоть одна заявка с предложением поставить отечественные изделия, то иностранные отклонят. Страну происхождения товара подтвердят либо сертификатом СТ-1, либо заключениями торгово-промышленной палаты.

Вместе с проектом постановления разработали и приложение к нему. В нем утвердили перечень универсальных технологических операций, которые проводят производители стентов для коронарных артерий ‎и катетеров на территории Российской Федерации. А подтверждением соответствия производства стентов для коронарных артерий ‎и катетеров требованиям, которые изложены в перечне, является акт экспертизы ТПП. Порядок выдачи определят после согласования с Минпромторгом.

Скачать проект постановления правительства об ограничениях для иностранных стентов и катетеров
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector