Электронный аукцион по 44-фз: пошаговый алгоритм для заказчиков и поставщиков

Что такое конфискат

Конфискат или конфискованное имущество — материальные блага движимого или недвижимого характера, принудительно изъятые у физического или юридического лица в качестве материальной компенсации за финансовые обязательства либо, как материальная ответственность за нарушения законодательства или банкротство физического или юридического лица.

При этом, например, конфискатом может выступать, залоговое имущество по договорам ипотеки, автокредитам — по отношениям возникшим с финансовыми институтами (банками).

Конфискатом могут выступать ценные вещи, автомобили, недвжимое имущество — по арестованному имуществу должника — по отношениям возникшим в ходе исполнительного производства ФССП.

ЭТП для закупок компаний с госучастием

  • государственные компании и корпорации;
  • компании с долей государственного участия больше 50% и их дочерние структуры;
  • естественные монополии, такие как нефтегазовые компании, РЖД и пр.;
  • организации, которые относятся к регулируемой государством сфере деятельности, например, энергетика, коммунальные услуги, водоснабжение;
  • бюджетные организации, которые проводят закупку на средства безвозмездных перечислений, грантов или собственного дохода. 

Поставщиком может быть любая организация или физическое лицо, у которых есть аккредитация на нужной ЭТП.

223-ФЗ определяет общий порядок проведения закупок, заказчики, в свою очередь, устанавливают алгоритм соответствующего способа закупки, требования к поставщикам и проводят процедуру с учетом регламента оператора электронной площадки.

Банковская гарантия для электронных торгов

На моменте подписания контракта на осуществление поставки или услуги с вашей стороны как со стороны исполнителя должна поступить гарантия для заказчика. Это своего рода страховка, на случай если вы обанкротитесь или перестанете предоставлять услуги. Заключается она в денежном эквиваленте в размере 10 % от первоначальной суммы.

Вы можете перевести эти деньги заказчику сами со своего расчетного счета или же заключить банковскую гарантию с банками партнерами. В чем смысл БГ? В том, что это дешевле. Если вы будете предоставлять гарантию сами, то вам потребуется перевести приличную сумму заказчику. Представьте, что это миллионные контракты и их у вашей фирмы несколько, то согласитесь, 10 % с каждого сильно ударит по карману.  

Конечно после того как срок контракта закончится заказчик вам возвращает эту сумму если конечно с вашей стороны не будет косяков, но зачем жертвовать такими деньгами если можно заключить БГ с банком.

Стоит БГ в разы дешевле, чем прямая оплата собственной гарантии. Банк будет выступать вашим гарантом, в случае если с фирмой что-то произойдет. Аналогию можно провести со страховыми компаниями, где страховка стоит одну сумму, а выплаты по ней гораздо больше. На сегодняшний день практически все банки сотрудничают с электронными площадками и без проблем предоставляют Банковские гарантии своим партнерам.

8. Я хочу участвовать в электронных аукционах. Что мне делать?

  1. Определитесь, какие именно закупки вас интересуют: государственные или коммерческие. От этого зависит, какой сертификат электронной подписи понадобится в торгах, где будут проводиться электронные торги и какими законами будут определены правила участия. Заказчики по 44-ФЗ осуществляют открытые закупки на восьми электронных площадках. Коммерческие компании и корпорации торгуются на специализированных, в том числе на своих собственных электронных ресурсах.
  2. Приобретите подходящий сертификат электронной подписи. Подходящий — это такой сертификат, который примут на нужной вам электронной торговой площадке (ЭТП). Участником торгов может стать не только юрлицо, но и физическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель. Правила те же.
  3. Чтобы стать участником госзакупок, надо зарегистрироваться в ЕИС.
  4. Найдите интересующую вас закупку, изучите документацию и требования заказчика. И если вы готовы выполнить все требования — подавайте заявку на участие.

Юрий Майский, преподаватель-эксперт Контур.Школы рассказывает, как найти нужную закупку:

ЭТП для госзакупок

Заказчиками в торгах по 44-ФЗ выступают государственные и муниципальные заказчики, бюджетные учреждения: администрации городов, школы, больницы и пр. Поставщиком может быть юридическое или физическое лицо, включая ИП. Потенциальный поставщик не должен:

  • быть банкротом;
  • привлекаться к административной ответственности за незаконное вознаграждение от юридического лица в течение двух предшествующих лет;
  • иметь необжалованные налоговые задолженности;
  • быть аффилированным лицом заказчику;
  • принадлежать к оффшорным организациям.
  • зарегистрировать руководителя организации как физлицо на портале Госуслуги;
  • создать профиль организации с аккаунта руководителя;
  • создать профиль юридического лица или индивидуального предпринимателя в ЕИС и дождаться, когда организацию включат в Единый реестр участников закупок;
  • убедиться, что информация из системы дошла до торговых площадок.

Срок действия аккредитации — три года. ЕИС дает аккредитацию только для закупок по 44-ФЗ. Чтобы участвовать в закупках для малого и среднего предпринимательства, необходимо зарегистрироваться на нужной площадке отдельно.

Аккредитация: основные аспекты

В настоящее время существует большое количество обучающих центров при электронных торговых площадках, вводных семинаров, на которых начинающие участники постигают азы работы на электронных торговых площадках, в том числе и процедуры аккредитации.

Статья 61 Федерального закона от 05.04.2016 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» регламентирует порядок аккредитации участника на федеральных электронных торговых площадках, но стоит уточнить некоторые моменты подробнее.

Во-первых, о самих площадках. В настоящее время существует достаточно много систем электронных торгов, электронных торговых площадок, на которых «разгораются битвы» между участниками за вожделенный контракт или договор, но среди всех выделяются так называемые федеральные электронные торговые площадки, на которых размещают свои закупки в форме электронных аукционов государственные заказчики. На сегодняшний день в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 26 октября 2009 года № 428 «Об утверждении порядка отбора электронных площадок в целях проведения открытых аукционов в электронной форме» отобрано пять таких площадок: ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (в простонародье – Заказ.РФ); ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов» (Сбербанк-АСТ); ОАО «Единая электронная торговая площадка» (Росэлторг); ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» (ЕТП-ММВБ); ООО «РТС-тендер» (РТС-Тендер) (далее по тексту – ЭТП). О процедурах электронных аукционов, происходящих на данных площадках, мы и будем говорить в дальнейшем.

Конечно же, помимо непреодолимого желания участвовать в таких закупках, наличия опыта, ресурсов и персонала участнику необходима электронно-цифровая подпись – ключ к доступу на площадки и участию в электронных торгах. Оформление и выдача такой подписи (ЭЦП) регламентируются Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об электронной подписи», выдается она аккредитованными удостоверяющими центрами. Для этого потенциальному участнику необходимо собрать определенный пакет документов, оплатить стоимость ЭЦП, и вот уже у вас на руках заветная «флешка». Настроив свой компьютер для работы на площадках, вы можете приступать к аккредитации.

Итак, что требуется для этой процедуры? Прежде всего, пакет документов, состоящий из выписки из ЕГРЮЛ (не старше шести месяцев с момента получения таковой), копии Устава, решения или протокола о назначении (или подтверждении полномочий) руководителя, доверенности на представление интересов участника (в случае, если вместо генерального директора ЭЦП получил другой сотрудник), решения об одобрении крупной сделки. Что касается последнего документа, то чаще всего из-за неправильного составления данного решения или его отсутствия многих участников отклоняют в аккредитации на площадке. Поэтому следует ответственно отнестись к составлению данных документов.

После загрузки данных с ЭЦП в форму, установленную площадкой, а также необходимых документов, подписи всего загруженного электронной подписью, отправки заявки на аккредитацию и подтверждения адреса электронной почты (без этого подтверждения заявка на аккредитацию рассматриваться не будет!) в течение пяти рабочих дней оператор электронной площадки принимает решение об аккредитации вашей организации в качестве участника. Аккредитация действует в течение трех лет, вам необходимо будет только обновлять и актуализировать документы в своем личном кабинете.

3. Зачем и как участвовать в электронных торгах?

Участие в электронных торгах — это единственный способ продажи вашей продукции или услуг бюджетным, государственным организациям, а также другим крупным компаниям, которые по разным причинам решили закупать товары и услуги посредством электронных торгов.

Государственные заказчики по закону должны закупать большую часть номенклатуры товаров/работ/услуг только в электронной форме. Это касается государственных заказчиков всех уровней: федерального, регионального, муниципального.

Крупные коммерческие заказчики (АО «Газпром», Роснано, ОАО «МТС» и др.) также перевели свои закупки в электронную форму. Наиболее известные площадки, где проходят такие торги, — B2B-Center, «Фабрикант», «ТЗС Электра», «ОТС», и это лишь малая доля активно работающих ЭТП бизнес-сегмента.

Еще один источник выгодных сделок — реализация имущества предприятий-банкротов. Если вы хотите выгодно приобрести такое имущество, без электронных торгов также не обойтись. Электронные торги по банкротству проходят на специально аккредитованных площадках, среди них «Российский аукционный дом», «Сбербанк-АСТ», «СЭлТ», uTender и др.

Схема «Таран», что делать, если попали в нее

Кроме тех схем, которые мы перечислили, есть и серые стратегии. Одна из них — схема «Таран». Суть ее в том, что 3 организации заранее договариваются о сценарии торгов. Две из них в агрессивной стратегии сбивают цену «ниже плинтуса». Третий участник на завершающем этапе занимает третье место на полпроцента ниже жертвы схемы. При рассмотрении вторых частей у первых двух победителей вместо лицензий — фотография тещи или каких-то документов не хватает. В итоге контракт забирает участник с третьего места, а четвертый кусает локти из-за того, что мог предложить цену значительно ниже, но не стал этого делать, так как решил, что контракт разыграют первые два участника.

Поэтому предлагайте ваш экономический минимум на торгах. Для этого у вас есть завершающий этап, где вы можете предложить цену не ниже победителя. Еще можете обратиться в суд и признать торги, которые проходили по этой схеме, недействительными. Такие выводы сделал Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в решении по делу № А10-3052/2018 от 04.07.2019.

Непосредственное проведение аукциона

Участники в процессе торгов должны учитывать, сколько времени осталось до окончания аукциона, а также каков его шаг. У каждого участника имеется только 10 минут, чтобы принять решение о понижении цены.

Торги будут завершены, если через 10 минут не будет иметься более выгодного предложения от других компаний. Далее автоматически составляется протокол, содержащий данные о лучших ставках. Все участники представлены номерами, поэтому невозможно понять, какая именно фирма выиграла.

В конце аукциона заказчики получают информацию об исполнителе, для чего раскрывается содержание второй части заявок. Победителю пересылается контракт. При этом предоставляется обеспечение, равное до 30% от начальной максимальной стоимости.

Таким образом, электронные аукционы считаются выгодным, эффективным и надежным способом выбора исполнителя по разным заказам. Они проводятся только на ограниченном количестве площадок. Для участия в торгах требуется аккредитация на площадке. Процесс участия в аукционе предполагает выполнение нескольких последовательных этапов. За счет участия в торгах обеспечивается честная и свободная конкуренция между разными компаниями.

Что такое электронный аукцион и когда он проводится

Под электронным аукционом понимают закупку, которая:

  • проводится в электронной форме и осуществляется на электронной торговой площадке (ЭТП);
  • проходит в формате открытых торгов в реальном времени, то есть участники видят заявки друг друга и могут улучшить их ценовые предложения.

Под под улучшением в данном случае понимается подача заявки с ценой ниже, чем у конкурентов, поскольку электронный аукцион по 44-ФЗ проводится на понижение стоимости контракта.

Электронный аукцион считается самой прозрачной процедурой из всех способов определения поставщика. Его недостаток в том, что критерием отбора на этапе торгов является лишь цена. Поэтому закупать посредством аукциона можно далеко не любые товары, работы или услуги, а лишь такие, для которых можно:

Такие объекты закупки включены в перечень, утвержденный Правительством РФ. Товары, услуги и работы, которые в него вошли, нужно закупать строго через электронный аукцион. Но есть исключение: если условия закупки объекта из аукционного перечня «вписываются» в запрос котировок или предложений либо заключение контракта с единственным поставщиком, то можно провести соответствующую процедуру. Так, если цена контракта на закупку товара из аукционного перечня не превышает 100 тыс. рублей, можно вместо аукциона провести закупку у единственного поставщика.

4 этап. Вторые части заявок: рассмотрение

Не всегда самая меньшая цена, поданная участником при проведении электронного аукциона, становится гарантией заключения контракта. Завершающим этапом в электронном аукционе является рассмотрение второй части заявок, а также подведение итогов. По мнению заказчика, вторая часть заявки мало отвечает требованиям аукционной документации, поэтому на этом этапе можно отклонить победителя. Происходит это в следующих случаях:

  • поставщиком не предоставлены документы по второй части заявки, включая допуски к выполнению работ, лицензии, акты ввода объектов в эксплуатацию;
  • отсутствуют документы, представляемые поставщиками в ходе аккредитации в реестре, включая выписки из ЕГРИП/ЕГРЮЛ, приказы, копии учредительных документов, доверенности, решения об одобрении либо об исполнении крупной сделки и другие сведения и документы;
  • участником представлены недостоверные сведения;
  • участник не отвечает требованиям Закона №44 «О контрактной системе…» (включен в реестр недобросовестных поставщиков, не является представителем малого бизнеса, если закупки осуществлялись исключительно для данной категории участников).

После рассмотрения комиссией второй части заявок она определяет победителя, а также формирует итоговый протокол. Все участники получат уведомление об итогах, победитель – контракт.

Шаг 1. Определить дату проведения

В статье 68 говорится, что днем проведения аукциона в ЭФ является рабочий день, идущий за датой окончания срока, в который рассматривались первые части заявок. Когда аукцион проходит в строительной сфере и документация содержит проектно-строительные материалы по п. 8 ч. 1 ст. 33 44-ФЗ, торги стартуют через 4 часа после завершения срока подачи всех заявок.

Торги в электронной форме начинают по времени, установленном на ЭТП, принимая во внимание часовую зону заказчика. Участвовать в процедуре разрешено только аккредитованным поставщикам, допущенным по итогам проверки первых частей

Первые части заявок

После публикации извещения дается 15 рабочих дней на сбор заявок. Далее их первые части оператор передает заказчику, и тот должен их оценить. Срок рассмотрения заявок зависит от начальной цены контракта. Более подробно действия заказчика на этом этапе показаны на схеме.

Заказчик известил о закупке

Участник направил заявку в 2-х частях и ценовое предложение (15 рабочих дней)

Оператор передал первые части заказчику(не позже 1-го рабочего дня)

Оператор сообщил поставщикам о допуске, определил минимальную цену и назначил переторжку Заказчик сформировал протокол рассмотрения первых частей и направил на ЭТП Заказчик рассмотрел первые части заявок:

  • НМЦК < 1 млн — 1 раб. день
  • НМЦК > 1 млн — 5 раб. дней
  • Наука, культура
    искусство — 10 раб. дней

Как закачку оценить первые части заявок

В первых частях должно быть согласие поставщика на исполнение контракта — поставку товара, выполнение работ, оказание услуг. Если поставляется товар, в первой части должны быть прописаны его характеристики. А также указана страна происхождения, если закупка попадает под национальный режим. Допустимо прикрепить изображение, модель, макет и так далее.

Основания для отклонения первых частей — на следующей схеме.

Из-за чего можно отклонить первую часть заявки на электронный конкурс

1. Непредставление участником необходимой информации либо предоставление недостоверных сведений 2. Характеристики товара или страна его происхождения не соответствуют требованиям 3. Участник указал информацию о себе или свое ценовое предложение

По другим причинам отклонять заявку нельзя!

После рассмотрения первых частей заказчик составляет протокол. Его должен подписать каждый член комиссии. Далее протокол направляется на ЭТП

Важно уложиться в срок, отведенный для рассмотрения первых частей

Получив протокол, оператор действует самостоятельно. Он сообщает каждому участнику итоги рассмотрения первых частей, то есть допущены ли они до участия в конкурсе или нет. Также он доводит до их сведения минимальную цену, не раскрывая автора этой заявки. Это делается с целью побудить участников снизить стоимость контракта.

Переторжка

Переторжка — возможность для участников снизить цену своих предложений. В электронном конкурсе это обязательный этап. Его цель — дать возможность заказчику приобрести объект закупки по самой выгодной цене.

В процессе переторжки заказчик не участвует. О дне ее проведения поставщикам сообщит оператор. Назначается процедура на следующий рабочий день после окончания срока оценки первых частей заявок. Основные моменты, которые нужно знать о переторжке:

  1. Этап длится 3 часа.
  2. Время назначается в соответствии с часовым поясом заказчика.
  3. Допускается однократное снижение цены одним участником.
  4. Улучшение ценового предложения не является обязательным.
  5. Если участник не улучшил свою цену, будет рассматриваться цена из первоначального предложения.

Документация

Извещение об аукционе

Извещение о проведении аукциона публикуется в ЕИС и в любых средствах массовой информации в такие сроки:

  • если цена контракта меньше 3 млн рублей — не менее чем за 7 дней до окончания срока приема заявок;
  • если цена контракта более 3 млн рублей — не менее чем за 15 дней.

В извещение включается информация, обязательная для всех закупок:

  1. Реквизиты заказчика — название, адрес, контактные данные, ФИО ответственного за закупку лица.
  2. Условия контракта — описание закупки в соответствии со статьей 33, сведения о количестве закупаемых товаров или объеме работ, услуг, а также месте их выполнения.
  3. Срок исполнения контракта.
  4. НМЦК и источник финансирования.
  5. Идентификационный код.
  6. Ограничение или преференции для отдельных групп участников. Например, проведение информация о том, что закупка проводится для субъектов малого предпринимательства.
  7. Способ определения поставщика.
  8. Информация о подаче заявок.
  9. Сведения о размере и порядке предоставления обеспечения заявки.
  10. Сведения об обеспечении контракта — размер, порядок представления, информация о банковском или казначейском сопровождении.

Помимо этого, в извещение включается информация о конкретной процедуре: адрес ЭТП, даты окончания приема заявок и проведения аукциона, размер обеспечения заявки, требования к участнику — общие и дополнительные, условия и запреты для реализации национального режима (если установлены).

Аукционная документация

В документах об аукционе в целом повторяется вся информация, которая содержится в извещении. Кроме этого, аукционная документация содержит такие сведения:

  1. Полное описание объекта закупки, условия госконтракта, а также обоснование цены.
  2. Требования к содержанию заявки, включая инструкцию по заполнению.
  3. Порядок расчетов, включая вопросы применение курса иностранной валюты.
  4. Сведения о контрактной службе заказчика, контрактном управляющем либо лице, которое ответственно за этот аукцион.
  5. Информация об изменении условий контракта.
  6. Срок подписания контракта.
  7. Условия, при которых победитель будет признан уклонившимся от.
  8. Период, в которой участники могут послать запрос на разъяснение положений документации.
  9. Информация об одностороннем расторжении контракта.
  10. Проект контракта.

Запрос на разъяснение

Если у поставщика возникают вопросы по поводу отдельных положений документации, он может запросить разъяснения. Эта возможность работает для любого аккредитованного участника. Каждый из них может подать 3 запроса в рамках одной процедуры. Для этого установлены такие сроки:

  1. Запрос направляется не позже, чем за 3 дня до окончания приема заявок.
  2. ЭТП передает его заказчику в течение 1 часа.
  3. Заказчик размещает свои разъяснения в течение 2 дней. При этом информация об участнике, подавшем запрос, не публикуется.

Изменения в документации

В результате разъяснения закупочная документация может быть изменена. Кроме того, заказчик может сделать это и по своему усмотрению. Правила таковы:

  1. Изменить документацию можно не позже, чем за 2 дня до конца приема заявок.
  2. Изменение публикуется в течение 1 дня после принятия такого решения.
  3. Срок принятия заявок продлевается таким образом, чтобы до его окончания оставалось 7 или 15 дней в зависимости от цены контракта.
  4. Разъяснение должны уточнять или вносить дополнения в документацию, но не менять ее суть.
  5. Запрещено менять объект закупки, увеличивать обеспечение контракта.

Действие заказчика на разных этапах

На следующей схеме наглядно изображены действия заказчика в той или иной ситуации, которая может возникнуть в ходе закупки методом электронного аукциона.

Схема 2. Как действовать заказчику при проведении электронного аукциона

Публикация извещения
Да Аукцион может быть отменен? Нет
Отмена не позднее 5 дней до окончания срока приема заявок Да Подан запрос на разъяснение?
Да Запрос поступил минимум за 3 дня до конца приема заявок? Нет Нет
Разъясните и разместите ответ в ЕИС На запрос можно не отвечать
Да Нужно ли вносить изменения? Нет
Внесите изменения (не позже 2 дней до окончания срока подачи заявок) и разместите в ЕИС (в течение 1 дня). Продлите срок приема заявок на 7/15 дней Завершите прием заявок через 7/15 дней после размещения в ЕИС извещения или изменений.

Рассмотрите первые и вторые части заявок, составьте протокол и разместите в ЕИС проект контракта

Победитель подписал контракт в течение 5 дней? Нет
 Да Да Победитель направил протокол разногласий? Нет
Подпишите контракт и разместите в ЕИС в течение 3 дней Рассмотрите протокол, опубликуйте новый или старый контракт Победитель уклонился, нужно передать сведения в ФАС. Предложите контракт участнику № 2 не позднее, чем через 5 дней после уклонения победителя
Да Победитель подписал контракт в течение 3 дней? Нет

Последствия

Итак, электронный аукцион отменен. Что дальше? Прежде всего заказчик отражает это в плане-графике. Если решено сменить способ определения поставщика (когда это возможно), то соответствующие изменения также должны быть внесены в плановый документ.

Что касается поставщиков, то они получают уведомления об отмене процедуры. Кроме того, ЭТП снимает блокировку с денежных средств в сумме обеспечения заявки отмененного аукциона.

У участников иногда возникает вопрос — ответственен ли заказчик за отмену процедуры? Ведь поставщики потратили время на изучение документации и составление заявки. Ответ однозначный — нет, заказчик никакой ответственности за отказ от аукциона (и иной процедуры, которую можно отменить) не несет. Конечно же, при том условии, что отмена произошла в регламентированный срок. Исключение составляют случаи, когда поставщик понес убытки из-за недобросовестных действий заказчика — тогда он может призвать последнего к ответу через суд.

Интересная практика

ФАС признала такие действия необоснованными, но суды с этими выводами не согласились по таким основаниям:

  1. В закупочных документах не обязательно прописываются условия, которые удовлетворяют всех потенциальных поставщиков.
  2. Разная продукция в рамках одного лота складывается в единый объект закупки. Она подходит под один вид товаров — пищевой продукции.
  3. Основная цель тендеров — эффективное использование бюджетных денег, а не обеспечение условий для участия максимального количества потенциальных поставщиков. Если кто-то из претендентов не в состоянии поставить товар, это не означает, что их права нарушены или конкуренция ограничивается.

В этом тендере участвовало 6 претендентов. ФАС не смогла доказать, что разделение закупки на отдельные процедуры увеличило бы количество участников, а цена товара снизилась бы или осталась неизменной.

Суды учли и такие пояснения заказчика:

  • закупка продуктов одним госконтрактом в течение длительного времени более удобна и выгодна;
  • объединение продуктов в один лот приводит к удовлетворению потребностей различных категорий людей;
  • стороны по соглашению вправе перераспределить товарные единицы без изменения цены;
  • закупка товаров несколькими закупками влечет большее количество контрактов, следовательно, увеличивает трудозатраты заказчика, затрудняет поставку и приемку товара, оформление отчетов.

Обратим внимание и на позицию контрольных органов, которые стояли на выводах, что такие действия приводят к ограничению конкуренции по таким основаниям:

  1. Объект госзакупки — продукты разных категорий. Они формируют самостоятельные товарные рынки. Потенциальные поставщики могут и не иметь возможности поставить продукцию в совокупности.
  2. Товары обладают различными потребительскими свойства. Они не связаны между собой технологически и функционально.
  3. В закупке затруднительно участвовать производителям, товары другой линейки им придется покупать у других субъектов.

Антимонопольный орган считает, что продукты следует покупать отдельными процедурами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector